Со дня трагедии в Мяо, где преступники открыли огонь по полицейским, прошло 27 лет
В среду, 15 декабря, сотрудники Полиции безопасности (КаПо) и Департамента полиции и пограничной охраны почтят память своих коллег, которые погибли при исполнении служебных обязанностей.
Мемориал в Мяо был установлен в память о трагически погибших сотрудниках дорожной полиции. Автор фото: Ants Leppoja
15 декабря исполнилось 27 лет со дня трагедии на перекрестке в Мяо. 15 декабря 1994 года в два часа ночи находившиеся на службе инспекторы дорожной полиции Вяйно Нейдо, Марек Лемминг, Арго Киви и Янек Челядинов остановили для проверки документов и груза автомобиль КамАЗ.
В кабине машины находились бывшие десантники Андрей Илюхин и Николай Митюгин. Первый был вооружен автоматом Калашникова. У второго был пистолет ТТ. Мужчины открыли по полицейским огонь. В результате перестрелки Марек Лемминг (21) и Арго Киви (30) погибли на месте. Открывший ответный огонь Янек Челядинов получил тяжелые ранения, но врачи в итоге спасли его жизнь. Вяйно Нейдо не пострадал.
Перевозившие в КамАЗе нажитый преступным путем алкоголь (в кузове находились ящики с украденными накануне в Таллинне водкой и шампанским) мужчины скрылись с места происшествия. Митюгину удалось бежать в Россию, а Илюхина в тот же день задержали по горячим следам, и с 15 декабря 1994 года он находился в заключении.
22 января 1996 года Таллиннский городской суд приговорил его к тюремному заключению сроком на 15 лет. Прокурор требовал для Илюхина смертной казни (напомним, что мораторий на смертную казнь в Эстонии ввели в 1997 году), но суд посчитал, что убийство полицейских не было запланированным. В апреле 2009 года Андрея Илюхина освободили досрочно.
Первым погибшим за годы независимости в Эстонии при исполнении служебных обязанностей полицейским в 1991 году был Юллар Меома. Он погиб в результате неосторожного обращения с оружием.
Со времен восстановления независимости в Эстонии погибли 23 стоявших на защите интересов государства сотрудников правоохранительных органов. Среди них была одна женщина.
Перестрелка в Мяо остается самым жестоким убийством эстонских полицейских
15 декабря 1994 года двое полицейских были убиты и еще один ранен в перестрелке на перекрестке Мяо. Это самое жестокое нападение на эстонских полицейских. Хотя по результатам расследования было вынесено судебное решение, до сих пор остаются некоторые обстоятельства, которые вызывают вопросы.
Вечером 14 декабря 1994 года грузовик КамАЗ заехал на склад, расположенный на улице Суур-Сыямяэ в Таллинне, откуда грабители забрали несколько ящиков с алкоголем и сладостями. В тот же день в шесть часов вечера четверо сотрудников дорожной полиции – Марек Лемминг, Арго Киви, Янек Челядинов и Вяйно Нейдо – отправились в Ярвамаа на служебном автомобиле Opel Ascona, чтобы патрулировать перекресток Мяо. На них не было бронежилетов, из оружия с собой были «Узи». У Нейдо служебного оружия не было.
В ночь на 15 декабря, незадолго до трех часов ночи, КамАЗ и легковой автомобиль Ford были остановлены для проверки документов при подъезде к перекрестку Мяо. Поскольку уже стало известно, что в Таллинне произошла крупная кража, было решено проверить груз. Во время проверки двое преступников открыли огонь по сотрудникам полиции из автоматов Калашникова с глушителями.
Янек Челядинов, вооруженный пистолетом-пулеметом «Узи» с 25 патронами, открыл огонь по преступникам, но из-за темноты так и не смог попасть в цель, в конце-концов патроны закончились. Преступник ударил его по запястью. Когда Челядинов попытался спрятаться в канаве за автобусной остановкой, в его правую руку попала пуля. Злоумышленник приблизился к нему и выстрелил еще два раза. Одна пуля попала Челядинову в лицо, не повредив жизненно важные органы, вторая пролетела возле головы. Стрелявший ушел, а затем оба преступника скрылись на своих автомобилях. Челядинов пошел к полицейской машине за помощью, коллеги Лемминг и Киви лежали на дороге в лужах крови, Нейдо исчез.
Мяо, 15.12.1995. Открытие монумента в память погибших полицейских.ФОТО: Malev Toom/PM/Scanpix Baltics
К прибытию скорой помощи 21-летний Марек Лемминг был уже мертв. 30-летний Арго Киви и 22-летний Янек Челядинов были доставлены в пайдескую больницу. Арго Киви скончался в 4.20 в результате кровопотери, тяжело раненный Янек Челядинов выжил. Вяйно Нейдо остался невредимым.
Особенности Вяйно Нейдо
Вяйно Нейдо был почти уже отстранен от работы в полиции за ненадлежащее поведения, но в итоге этого не произошло, и он остался работать. Позже он ушел из полиции сам. В 2013 году был осужден за физическое насилие.
Его репутация никогда не была хорошей. Еще до начала стрельбы Киви, Лемминг и Челядинов обратились к генеральному директору дорожной полиции Яану Тутсу, в связи с тем, что им было сложно работать с Нейдо из-за ее упрямого характера. Даже накануне стрельбы, 14 декабря 1994 года, Марек Лемминг был недоволен тем, что вынужден отправляться на патрулирование с Нейдо, которого другие полицейские называли «зайцем».
Нейдо повел себя неправильно, когда увидел Илюхина с оружием – вместо того, чтобы предупредить своих коллег, он побежал прятаться в поле. Хотя позже он сообщил о стрельбе в пайдескую префектуру, он не оказал первую помощь коллегам, заявив, что для этого не имелось средств. Челядинова доставили в больницу на первой попавшейся машине, водителем которой был посетитель соседнего бара Presto, у которого, кстати, несколькими часами ранее Нейдо отобрал водительские права. Кроме того, у Нейдо не было зарегистрированного служебного оружия. И хотя ему предлагали на время другое, он не принял его и на протяжении года патрулировал без оружия. Он утверждал, что у него имелось личное оружие, но оно не было на учете в префектуре, поэтому, видимо, оружие Нейдо было незарегистрированным.
11.03.1995, Вяйно Нейдо.ФОТО: Ingmar Muusikus/PM/Scanpix Baltics
Задержание
Позже патруль задержал в Мяэкюла ехавших в автомобиле Ford преступников Анатолия Николаева и полицейского ласнямяэского отделения Игоря Решетняка. Брошенный КамАЗ был обнаружен в канаве недалеко от Нурмси. В машине обнаружили 8000 бутылок игристого вина, 3000 бутылок водки, сладости, гречку, дорожный атлас СССР и план движения по Москве.
Решетняк и Николаев были доставлены в пайдеское отделение полиции для допроса. Допрос Решетняка проводил Койт Пикаро, Николаева допрашивал Андрес Анвельт.
После допроса 15 декабря были задержаны еще двое сообщников, а 16 декабря под руководством Койта Пикаро штурмом была взята квартира в Каллавере еще одного причастного к делу – Эдуарда Коняева. В той же квартире находился бывший советский десантник Андрей Илюхин, который оказал сопротивление, но был в итоге был арестован.
Седьмой участник – владелец КамАЗа Сергей Марков – 18 декабря сам явился в полицию. Другой стрелок Николай Митюгин сбежал в Россию и до сих пор не обнаружен.
Суд
Дата неизвестна. Судебный процесс по делу об убийстве полицейских в Мяо. Андрей Илюхин, Олег Колядов, Александр Лемешко, Эдуард Коняев, Игорь Решетняк, Сергей Маран, Анатолий Николаев..ФОТО: Toomas Volmer/PM/Scanpix Baltics
Расследование длилось недолго. Обвиняемые, которые быстро начали давать показания, сообщили шесть адресов, где были совершены кражи и согласились со всеми обвинениями. Выяснилось, что Илюхин и Митюгин, вместе служившие в десантных войсках, в 1993 году образовали преступную бригаду. У банды было огнестрельное и автоматическое оружие, рация, инструменты для открывания сейфов и замков, автомобили.
Всем были предъявлены обвинения в терроризме, а также в принадлежности к террористической группе, созданной для совершения преступлений. В то время не существовало так называемого параграфа за организованную преступность. В итоге никто из них все же не был обвинен в терроризме.
Банда в полном составе была осуждена за присвоение имущества на сумму около двух миллионов крон. В убийстве двух сотрудников полиции и ранении третьего был обвинен только Андрей Илюхин.
По словам судьи Хельве Сяргава, вынося приговор Андрею Илюхину, суд учел то, что убийство сотрудников полиции заранее не планировалось, поэтому возможные последствия тоже были необдуманными. Суд приговорил Илюхина к 15 годам заключения, на свободу он вышел в декабре 2009 года.
После перестрелки Янек Челядинов продолжил работать в пайдеском отделении полиции старшим специалистом отдела кадров. Через год после стрельбы в Мяо был открыт памятник погибшим полицейским.
Источник: Wikipedia, Postimees
Источник: https://limon.postimees.ee/7125459/perestrelka-v-myao-ostaetsya-samym-zhestokim-ubiystvom-estonskih-policeyskih
Комментарии
Всякая работа имеет определённые риски. Украденный груз был возвращён хозяину, который его продал и получил прибыль, по факту имеем полицейских, которые погибли за чужое бухлишко. Даже для местных алкоголиков так себе герои, потому что совсем неважно у какого жулика ты покупаешь бутылку,герои только если для хозяина этого алкоголя.
Не соглашусь. В результате действий полиции, корректность которых пусть оценивают посвящённые в этот вопрос специалисты, перестала существовать преступная группировка. И мы не знаем, как дальше бы она развивалась и сколько жертв было бы на её пути. Случайности не случайны...
подвиг одного, это результат халатности другого, серьёзную операцию надо тщательно готовить, а не посылать первый попавшийся экипаж.
А насчёт "бы", а может эти "десантники " перестреляли "бы" друг друга во время делёжки украденного.
Смысл любого государства, в том числе, защищать закон и порядок. Именно этим и занимались погибшие полицейские в патруле. Что похитили преступники, дело десятое. А если даже говорить конкретно про алкоголь, то бОльшая часть его стоимости это акциз, который взимается государством, в том числе для пособий малоимущим и финансирования детских домов. Робингуды в данном случае именно полицейские выполнившие свой служебный долг.
Ty debil? Iz-za buhlishka ubili ljudej. Eto prosto vewestvo, kotoroe vsegda mozhno sdelat.
не гуманность а дурость выносящих (приговор) но не испытавших (потери сына). Пожизненное или высшая. это было бы справедливо.
Это точно дурость, за убийство двух сотрудников при исполнении - только пожизненно, чтобы другим неповадно было.
Если бы простой гражданский парень попробовал воспрепятствовать бандитам, и погиб, никто бы за него не просил смертную казнь. Вот о чем стоит задуматься.
Не надо простому парню, даже парню в гражданском, лезть в разборки, тем более в бандитские. К примеру, сколько таких защитников "женской чести", которые заступились за женщину в бытовом скандале с рукоприкладством, ушатав вторую половинку, а после этого "присели" по заявлению в полицию той же, терявшую эту честь женщины...
Не понятно, а зачем делать из полицейского Вяйно Нейдо "антигероя" и обливать его до сих пор грязью? Он поступил в этой ситуации более чем адекватно. Что он вообще мог сделать без огнестрельного оружия? Жаль конечно погибших ребят, но и ничего героического в их действиях нет. Вот если бы они защищали от банды обычных людей или на месте положили всех бандюганов, то тут вопросов нет. В мире постоянно гибнут на работе летчики, спасатели, моряки... Работа такая. И похоже,что все члены банды до сих пор живы и здоровы. Лучше бы подробнее написали об оборотне в пагонах Игоре Решетняке. Сколько еще таких игорьков-полицейских работает в отделениях?
Отправить комментарий