Восход и закат студии «Таллиннфильм»
«Кина» здесь больше не будет. Никогда не будет», — так в 2001 году, с печалью в сердце, написал в своей статье «Реквием», посвящённой последнему дню работы «Таллиннфильма», знаменитый советский и эстонский кинорежиссёр, сценарист и оператор Семён Школьников. Его грустные чувства можно понять: ведь он проработал здесь почти 46 лет. И действительно, больше на этой известной студии художественных, документальных и анимационных фильмов не было снято ни единого проекта.
Коллаж: Pixabay + efis.ee
Здесь отметим, что в СССР практически в каждой республике была как минимум одна киностудия. Некоторые из них имели относительно короткий производственно-творческий «стаж», а другие создавались ещё в эпоху зарождения кино. Что касается «Таллиннфильма», то он обладал историей, отмеченной заметными успехами и вполне сравнимой с долгими, насыщенными творческими достижениями, историями других подобных кинопредприятий. Например, с Одесской (осн. 1907), Ялтинской (1917), Армянской (1923) и др. к/с.
Будущий «Таллинфильм» (в советские годы — с одной буквой «н») был основан в 1923 году режиссёром и актёром Балдуином Кусбоком (1892–1933). Этого человека, думается, вполне можно сравнить со знаменитым Александром Ханжонковым, одним из главных «прародителей» российского кино и Ялтинской киностудии.
Балдуин Кусбок. Фото: A. Jürich / архив: Silber, Elsa (AIS)
Кинотеатральное образование Кусбок получил в Санкт-Петербургской киношколе, а также в Германии и Франции. Некоторое время вместе с женой работал преподавателем пластических искусств и художественной гимнастики в гимназиях и училищах Таллинна, а осенью 1923 года инициировал создание Первой эстонской киностудии и зарегистрировал её в министерстве просвещения как учебное заведение. Тогда же была организована ещё одна студия, получившая имя Веры Холодной, но она заметного следа в кино не оставила. А вокруг Первой эстонской сплотились люди, часть из которых со временем составила ядро национального кинематографа.
В 1925-м Кусбок стал продюсером и режиссёром ленты «Право первой ночи», повествующей о подневольной жизни эстонских бедняков. Это была первая картина, выпущенная на Первой эстонской.
«Право первой ночи», рекламное фото. Авторство: Taara-film
Затем, в 1930-е, Первая превратилась в студию «Эстонский культурфильм», выпускавшую видовые фильмы. После включения Эстонии в состав СССР в 1940 году она производила хроникальную документалистику и называлась «Эстонская студия кинохроники» (в период Великой Отечественной войны не работала).
Новое дыхание она обрела в 1947 году под новым именем «Таллинская киностудия». Республиканская советско-партийная верхушка — естественно, с подачи Сталина, главного куратора «десятой музы», лично следившего за неуклонным выполнением пропагандистской формулы Ленина о том, что «кино для нас является наиважнейшим из искусств», — эта верхушка тогда начала вкладывать в студию немалые деньги. (Кстати говоря, обычно гонорары кинематографистам тогда начислялись весьма солидные. И нередко выплачивались они, безо всяких задержек, прямо на съёмочных площадках. «Вождь народов» на своё придворное кино денег не жалел.)
Первые проекты выпускались совместно с «Ленфильмом», поскольку в процессе строительства и решения технико-технологических проблем таллиннская студия не могла гарантировать заказчикам — то бишь Госкино и другим государственным организациям — обеспечения неуклонного выполнения графиков съёмок и сдачи картин в срок.
Так появились фильмы «Жизнь в цитадели» (1947), «Свет в Коорди» (1951) и «Счастье Андруса» (1955). Последняя лента была снята уже после старта собственного полноценного производства. А вообще самостоятельный выпуск игровых кинокартин фактически начался на «Таллинфильме» с 1954 года (уточним, что это название было присвоено бывшей киношколе Кусбока в 1963 году).
Из них можно упомянуть «Яхты в море» (1954), «На задворках» (1956), «Мужчина остаются дома» (1956), «Капитан первого ранга» (1958), «Озорные повороты» (1959), «Незваные гости» (1959), «Им было восемнадцать» (1965), «Лёгкая рука» (1965), «Полуденный паром» (1967), «Венская почтовая марка» (1967), «Девушка в чёрном» (1967), «Люди в солдатских шинелях» (1968), «Опасные игры» (1974), «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1975), «Цену смерти спроси у мёртвых» (1978), «Гнездо на ветру» (1979), «Дознание пилота Пиркса» (1979), «Гибель 31-го отдела» (1980), «Шлягер этого лета» (1982), «Арабелла — дочь пирата» (1983), «Бал в Савойе» (1985), «Игры для детей школьного возраста» (1985), «Враг респектабельного общества» (1988) и многие другие — всего более 140 игровых картин.
Кроме того, на студии снимались хроникально-документальные и мультипликационные проекты. Здесь работали лучшие эстонские киномастера: тот же Семён Школьников, Кальё Кийск, Вельё Кяспер и другие. На ней снимались великолепные, великие актёры: Юрий Ярвет, Антс и Олев Эскола, Бруно Оя… Они внесли очень весомый вклад не только в эстонское, но и в многонациональное советское, и даже в мировое кино…
Кадры из фильмов киностудии «Таллинфильм».
Однако последующая судьба «Таллинфильма» была невесёлой. В 1991 году, после распада СССР, его преобразовали в Эстонскую студию художественных, документальных и анимационных фильмов, а спустя 10 лет и вовсе ликвидировали. В промежутке между этими событиями происходили пертурбации, которые вначале давали надежду на сохранение старейшего республиканского киноцентра, но они в итоге привели к полному его разрушению.
В 1994 году «Таллинфильму» был присвоен статус государственного акционерного общества. Затем, в 1997-м, его акции и права на недвижимость приобрело некое новосозданное т. н. «Целевое учреждение Эстонского Кино». Ну а в 2001-м киностудия была упразднена. О чём и написал Семён Школьников в своей статье, которую мы цитировали в самом начале. Бренд «Таллиннфильма» со временем отошёл к некоему одноимённому обществу с ограниченной ответственностью, управляющему кинотеатром Artis в таллинском ТРЦ Solaris.
Все роялти и права на произведения, сделанные на бывшей знаменитой киностудии «Таллинфильм», перешли во владение организации под названием «Эстонский институт кино».
Вот такими были восход и закат знаменитой кинофабрики, в чьих стенах было создано немало талантливых лент, имевших громадный успех у зрительской аудитории. Если бы государству удалось её сберечь, то в следующем году можно было бы торжественно отмечать её 100-летие. Почему так произошло, виноваты здесь нерадивые чиновники, поспешившие избавиться от «балласта», требующего вложения государственных средств, или коррупционеры, хитро прибравшие к рукам её территорию, помещения и производственные мощности, — сейчас уже сказать трудно. У автора этих строк, правда, есть одно мистическое предположение: к сожалению, «Таллиннфильм» не единожды снимал картины о всякой нечисти, а такими вещами заниматься нельзя.
От некогда гремевшей киностудии остались лишь память и киноленты. Лучшие из которых, конечно, нужно пересматривать новым поколениям зрителей.
Автор: Игорь Круглов
Комментарии
Таллинфильм держался только на советских дотациях, поэтому и умер, как любое убыточное предприятие.
как будто сейчас бюджетников нет
Показательный публикация. Как жилось в "тюрьме народов" эстонцам. А жилось им хорошо, без унизительной риторики в отношении коренной нации, уважительно, с большим пониманием. Эстония была дотационной республикой, миллионы рублей ежегодно вливались в нац.бюджет. Таллинфильм был лучшей киностудией, после Мосфильма и Ленфильма, а артисты имели главные роли в российском кино, взять к примеру, Георга Отса, Лембита Ульсфака, Эве Киви и многих других. "Последняя реликвия" - х/ф, популярный в 70-х, снимался на Таллинфильме, был в топе кинопоказов.
Да много где по отколовшимся от России странам кино либо полу- либо откровенно дохлое. Уж если к.-ст. им. Довженко практически на рекламу перешла, то это уже всё. Нет вливаний = нет кино. Однако прибалтийского кино и сериалов довольно много сняли за эти 30 лет.
Отправить комментарий