Рекламная акция в СССР, обернувшаяся трагедией
Недавно вспоминали со знакомыми про жизнь в СССР, не то что бы ностальгировали, но как-то слово за слово и нахлынули воспоминания разные. И хорошие, и плохие, и совсем ужасные. А потом зашел разговор о том, когда кто понял, что система окончательно нежизнеспособна и скоро рухнет. Для самого старшего из моих собеседников это случилось ещё в 1975 году. Он вспомнил совершенно дикую историю про трагедию в Сокольниках после хоккейного матча про которую знал из первых уст. На дворе был только 1975 год. Наша юниорская сборная играла с канадцами, которые бросали детям на трибуны жевательные резинки. Солдаты и сотрудники милиции заморский деликатес собирать запрещали, и после матча это привело к страшной давке в которой погибли дети. В давке погиб 21 человек, из них 13 жертвам не исполнилось 16 лет, 25 человек получили увечья. Рекламная кампания жевательной резинки "Wrigley" в СССР обернулась сущим кошмаром. Воспоминания очевидцев из свидетельских записей до сих пор заставляют с недоумением спрашивать самого себя "Как это могло случиться? Что-то не так с обществом, которое готово передавить друг друга за жвачки из Канады..."
Лёша Назаров, 15 лет:
"Мне повезло — вместе с двумя одноклассниками мы уселись на первом ярусе в третьем ряду — как раз напротив скамейки канадцев. Всю игру канадцы оборачивались и кидали детям жвачку и наклейки. В зале сидели солдаты и милиция — и они многим не позволяли всё это подбирать. В девятом ряду сидели иностранцы, но и к ним нам не разрешали приближаться. Матч закончился 3:3, и как раздалась сирена, мы устремились к выходу, чтобы успеть к посадке иностранцев в автобусы — там ещё что-то можно было ухватить. Если б мы знали, что из-за этой жвачки наш друг Вовка погибнет!"
В тот день на матч во дворце спорта собралось около 4,5 тысячи зрителей. Зал был битком заполнен, однако в вечер матча директор катка "Сокольники" отсутствовал. Его заместитель, посчитав, что матч проходит спокойно, также покинула каток.
Это был первый товарищеский матч из пяти запланированных. Хоккейная юношеская команда «Бэрри Кап» из провинции Онтарио приехала в СССР чтобы сразиться с советскими юниорами. Поездку заграничных гостей спонсировал мировой лидер по производству жевательной резинки "Wrigley". Не в последнюю очередь из-за этого московские школьники с большим энтузиазмом встретили приезд заокеанской команды, ожидая полакомиться деликатесной жвачкой. Канадские гости бросали на трибуны продукцию фирмы-спонсора, а после фотографировали свалку детей, которые собирали жвачки и цветные наклейки.
После матча, направляясь из раздевалки к автобусу, увозившему делегацию в гостиницу, канадцы стали разбрасывать пластинки жвачек. Зрители, покидавшие каток, выглянув наружу, увидели, как внизу, около автобуса, в разные стороны разлетается жевательная резинка. Кто-то крикнул: "Быстрее вниз!" Толпа, опьяненная желанием получить от канадцев жвачку, бросилась вниз сломя голову по крутой каменной лестнице, не имевшей окон, не разбирая ступенек. Неожиданно в каменном мешке погас свет, а металлическая дверь на первом этаже, которая открывалась на улицу, оказалась запертой, между тем люди сверху все бежали.
«После матча мы с мужем пошли к выходу. Когда до конца лестницы осталось ступенек 20, я увидела, как какой-то мужчина поднял мальчика и кричал: „Остановитесь!“. Но народ всё равно напирал. Мне удалось пройти мимо упавших. Выйдя на асфальт, я начала искать мужа. Рядом пластами лежали люди, и милиция пыталась хоть кого-то вытащить из завала. Мужа вытащили и стали делать ему искусственное дыхание. Затем я вместе с ним села в автобус и поехала в Остроумовскую больницу, где муж и скончался.» — из свидетельских показаний Л.Биченковой
Под конец матча из персонала катка остались лишь дежурный администратор, находившийся у служебного входа, и электрик, находившийся в состоянии алкогольного опьянения. После окончания игры, которая завершилась со счетом 3:3, бухарь ошибочно предположил, что все зрители уже покинули трибуны, и преждевременно погасил всё освещение дворца спорта...
В Москве сразу дали команду запретить какое-либо упоминание о случившемся на катке в Сокольниках. СМИ молчали, о погибших говорить запрещалось. Разрешили только дать информацию о количестве карет "скорой помощи", приехавших к дворцу спорту.
Суд приговорил: директора дворца спорта Александра Борисова, его заместителя, начальника 70-го отделения милиции, начальника отдела Сокольнического РУВД — к 3 годам лишения свободы (максимальное на то время наказание по статье 172 УК РСФСР об ответственности за халатное исполнение своих служебных обязанностей), но уже в декабре того же 1975 года все осужденные были амнистированы.
Был снят с должности заведующий отделом спортсооружений Московского городского спорткомитета Николай Козырин, находившийся в тот день в заграничной командировке в Гамбурге, ФРГ.
После трагедии дворец спорта «Сокольники» закрыли на долгую реконструкцию. В районе дворца спорта до сих пор не установлено памятной доски об этом трагическом дне.
Комментарии
Отправить комментарий