Как выжить в пустыне: невероятная история потерявшегося марафонца Мауро Проспери
История начинается в 1994 году, когда итальянский полицейский. Мауро Проспери решил испытать свою выносливость, поучаствовав в «Марафоне в песках» (Marathon Des Sables) в Марокко. Во время этого забега нужно пробежать около 250 километров по Сахаре за шесть дней.
Мауро с восьми лет занимался бегом, стрельбой, плаванием, верховой ездой и фехтованием и даже попал в запас олимпийской сборной Италии. Привыкший бросать вызов судьбе, Проспери решил покорить и Сахару.
Пыльная буря
Марафон начался 10 апреля 1994 года. Все было хорошо до четвертого дня гонки. Спортсмены пробегали от одной контрольной точки до другой, получали там воду, отдыхали и двигались дальше. Все свои нехитрые пожитки, разрешенные организаторами, они тащили на себе.
14 апреля в пустыне началась ужасная песчаная буря, а температура воздуха поднялась до 46 градусов. И Мауро угораздило сделать глупость, которая приведет его к тяжелейшим испытаниям и удивительному подвигу. Дело в том, что перед началом гонок организаторы строго-настрого запретили бегунам куда-то двигаться, если во время забега спортсмена застигла песчаная буря. Требовалось завернуться в спальный мешок, лечь на землю и переждать ненастье. Очевидно, это делалось для того, чтобы спасателям было проще найти пропавшего, двигаясь по маршруту гонки. Однако Мауро не послушался.
«Когда началась песчаная буря, я потерял всех остальных из виду. Однако я продолжал бежать, потому что думал, что вижу тропу. Я был на седьмом месте и не хотел терять позиции. Но шторм бушевал с такой яростью, что мне пришлось остановиться и поискать укрытие. Я нашел куст и спрятался в нем. Песок словно иголки вонзался в мою кожу. Я обернул лицо полотенцем и стал ждать. Дюны вокруг меня смещались, и несколько раз мне приходилось передвигаться, чтобы не быть погребенным под землей», — вспоминает Проспери.
Буря бушевала шесть часов. Как только ветер улегся, Мауро снова побежал, но через несколько минут заметил, что не видит ни тропы, ни сигнальных флажков. Именно в этот момент итальянец вспомнил указания организаторов и решил ждать помощи, организовав лагерь и разведя костер. После этого он завернулся в спальник и погрузился в сон.
На утро его ждал неприятный сюрприз: оглядевшись с самой высокой дюны, Мауро обнаружил, что не видит ни тропы, ни вообще каких либо признаков присутствия людей. Воды у него осталось на пару глотков.
Тогда Промпери сел на вершине дюны и принялся ждать помощи, внимательно следя за горизонтом. Казалось, что подмога действительно пришла: ближе к закату он увидел летящий вертолет. Итальянец тут же запустил сигнальную ракету, но, к своему ужасу, обнаружил, что пилот ее не заметил.
«Он пролетел прямо над головой, так близко, что я мог видеть его белый шлем в кабине. Я понял, что наконец-то спасен. Но вертолет не приземлился. Он продолжал пролетать мимо меня и исчез. Я не понимал. Теперь я был в отчаянии, обезумев от страха. Я закричал: “Джованни! Где ты!”».
Мауро Проспери сейчас
Поняв, что его не спасут, Мауро решил запастись водой способом, который узнал от своего деда-ветерана Первой Мировой. Он помочился в бутылку, сохранив таким образом ценную для пустыни влагу. Позже на своих лекциях Мауро рассказывал, что во время гонки бегуны едят мало и постоянно пьют, так что моча становится практически прозрачной и гораздо больше похожа на воду. Запасшись таким образом жидкостью, он снова уснул и, проснувшись, обнаружил, что над ним кружат два стервятника. После этого он решил, что ему нужно выбираться самому.
Гробница святого
Вскоре пустыня подкинула Проспери странную находку: он набрел на гробницу мусульманского святого. Внутри не было ничего, кроме костей покойника, вмурованных в стену. Тем не менее, Мауро нашел прохладу и тень. Повесив на шест итальянский флаг, который таскал с собой, он провел в склепе весь день.
К этому времени у Мауро закончился запас пищи и воды, поэтому ему пришлось идти на крайние меры. Поначалу он нашел в мавзолее несколько птичьих яиц и съел их. Но голод продолжал терзать усталого путника, и он заметил, что под потолком висят летучие мыши.
Гробница, в которой остановился Мауро
«Я решил, что буду есть их сырыми, потому что приготовление на моей переносной плите только высушит их, а я знал, что влага — это то, что мне нужно больше всего. Поэтому я свернул им шеи и высосал. Это было отвратительно, но я сходил с ума от голода».
Съев около двадцати летучих мышей, итальянец закопал их останки, после чего уснул, чтобы на следующий день услышать звук пролетающего самолета. В отчаянии он принялся жечь все, что у него было, чтобы привлечь внимание спасателей:
«Я проделал яму в песке. Я собрал все свои вещи: спальный мешок, рюкзак. Пластиковые предметы выделяют дым. К сожалению, как только он был зажжен, началась еще одна песчаная буря. Я почувствовал столько гнева в своем теле».
Прождав двенадцать часов, пока буря не стихла, Мауро пришел в отчаяние. Он уже не надеялся выбраться живым. Зная, что в Италии его семья не получит пенсию полицейского, если не найдут его тело, он решил совершить самоубийство в святилище, где его хотя бы не занесет песком.
Нацарапав на стене записку жене, он перерезал маленьким складным ножиком вены и лег умирать. Но обезвоживание зашло так далеко, что кровь попросту свернулась. Проснувшись на следующее утро, он принял решение идти дальше. Именно тогда он и выпил запасенную заранее мочу, после чего двинулся по пустыне, ориентируясь по облакам.
Спасение
В течение последующих шести дней Проспери двигался по пустыне, выбирая раннее утро и вечер, а дневную жару проводя в тени. Оп питался всем, что мог поймать: мышами, ящерицами, змеями, муравьями. Даже жевал какие-то листья. От голода и жары у него начались галлюцинации. Как рассказывал Мауро, он увидел «заколдованную долину, похожую на гигантское высохшее устье реки. Там было два канала, а посередине — насыпь камней, похожая на замок».
Путь Мауро
И вот на восьмой день с момента первой песчаной бури ему наконец повезло, он набрел на оазис — небольшой естественный колодец с водой. Однако выяснилось, что организм, иссушенный пустыней, отказывается принимать воду. По словам Проспери:
«Я бросился в нее и жадно глотал, но глотать было трудно. Мне удалось проглотить полный рот, и почти сразу же меня вырвало. Я ничего не мог удержать. Я обнаружил, что должен делать крошечные глотки, по одному каждые десять минут. Я лежал у лужи, как леопард у водопоя. Я делал глотки. К утру моя жажда была утолена».
Наполнив бутылки водой и промыв раны на ногах, он отправился дальше и на девятый день обнаружил свежие козьи экскременты и следы человеческих ног, по которым и вышел к пастухам-туарегам.
Восьмилетняя пастушка, которую первой увидел Мауро, убежала в ужасе. Итальянец выглядел как иссохшая мумия, с запавшими в череп глазами. К счастью, она привела мать, которая помогла бегуну дойти до их палатки и дала ему молока, которое Проспери тут же выблевал. Организм отказывался принимать даже такую пищу.
Мужчины-туареги привели полицейских, которые тут же наставили на итальянца автомат и завязали глаза, приняв за шпиона. Как оказалось, он отклонился от изначального маршрута на 290 километров и оказался в Алжире, хотя гонка проходила в Марокко.
Узнав, что это тот самый итальянский бегун, которого уже считали погибшим, полицейские отвезли его в больницу, где выяснилось, что он весит 43 кг, и у него начинает отказывать печень. Доктора боролись за жизнь Мауро и выходили его, после чего он несколько месяцев мог есть только супы и жидкую пищу.
Но даже пробыв почти десять дней в пустыне на краю жизни и смерти, Мауро не потерял страсть к испытаниям. Проспери участвовал в Марафоне еще пять раз, заняв в 2001 году тринадцатое место.
История Мауро Проспери — это пример того, как сила духа и подготовка помогает преодолевать испытания, которые ты обрел исключительно из-за собственной глупости и неудачного стечения обстоятельств.
Комментарии
Он похоже больше сил потерял когда перерезал себя. Глупый, но выносливый бегун.
Отправить комментарий