Йыхви: от ливонской корчмы до быстро растущего местечка на перекрёстке почтовых трактов Российской империи
Продолжая свой цикл публикаций серии "Города Эстонии", во второй статье об Йыхви автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский рассказывает о развитии этого населённого пункта в XVI-XVIII веках. На этот период в истории Эстонии. пришлось ливонское, шведское и русское время.
Через центральную часть Йыхви и сегодня проходит третье по значимости шоссе Эстонии - на Тарту и Валгу. Фото: страницы управы Йыхви в Facebook
В 1543 году в письменных документах впервые была упомянута работавшая здесь корчма Йыхви, которая возможно появилась несколькими годами ранее. Этот факт тоже послужил одной из причин использования этого появления этого наименования на картах. Сначала так будет называться деревня между имением и корчмой, а затем — в 1938 году — уже и город.
Однако главными в этот период стали тектонические изменения в геополитической ситуации на берегах Балтики. У большей части территории Эстонии в эти годы сменились хозяева. Начавшаяся в 1558 году Ливонская война, в которой Русское царство впервые вступило в военное противостояние за земли у Балтийского моря с Ливонской конфедерацией, вошла и в историю Йыхви, который оказался на пути одного из отрядов русских войск.
22 января 1558 года отправленное Иваном Грозным 40-тысячное войско перешло границу Ливонии. Командовал им Шах-Али, известный также как Шигалей, урождённый царевич Касимова (ныне — город в Рязанской области России). Большая часть воинства двинулась к Дерпту (ныне — Тарту), но несколько отрядов были отправлены для разграбления других земель, принадлежавших епископству.
Главной целью этого рейда был не захват населённых пунктов, а устрашение властей Ливонского ордена, который годом ранее заключил против Московского царства военный союз с Польшей и Литвой. Кроме того, магистр Ливонского Ордена был должен Ивану Грозному дань, размер которой послы дипломатическими методами смогли уменьшить, но полностью её так и не оплатили.
Один из отрядом войска Шаха-Али численностью около 300 человек и вышел в первые дни февраля 1558 года к каменной церкви Йыхви. В её небольшом, но довольно укреплённом здании, укрылись крестьяне из близлежащих деревень, которые были разграблены ранее. Вместе с ними находились как минимум четверо ливонцев, которые и помогли отбить первый штурм.
Русский отряд сначала был вынужден отступпить к Алутагузе, но смог подготовить повторый штурм после которого укрепления были сожжены, а большая часть укрывавшихся за ними в здании Йыхвиской церкви погибла. После разграбления окрестностей отряд присоединился к основному войску, которое после окончания осады Дерпта и получения очередного подтверждения о том, что дань будет уплачена, вернулось обратно на территорию Московского царства.
В мае того же 1588 году русскими войсками будет взята Нарва, что вкупе с другими поражениями следующих лет приведёт к распаду Ливонской КонфедерациИ. Её земли будут в 1561 году по Виленским договорам поделены между Литовским герцогством, Курляндией и Швецией. Территория же нынешнего Йыхви станет частью Шведской Эстонии, границы которой были окончательно утверждены к середине 1560-х годов.
Раздел земель Ливонского ордена в 1561 году. Источник: Vikipedia
Карта Шведской Эстонии. Источник: Facebook
Точное количество жителей поселения Йыхви в XVIШ веке в документах не обозначено, но назвать его крупным населённым пунктом даже для тех лет никто и не пытался. В шведское время местным жителям удалось почти полтора столетия отдохнуть от военных действий. Местные бароны к середине XVII века отстроили себе современное по тем временам здание усадьбы, а вот крестьянам, чтобы прокормить свои семьи, приходилось заниматься не только сельским хозяйством и рыболовством в близлежащих озёрах и реках, но часто и трудиться по найму в соседних регионах.
Историки утверждают, что и священники местной церкви, которая была восстановлена в каменном варианте, но с меньшим количеством укреплений, также не гнушались половить рыбу на протекающих здесь мелких притоках реки. Считается, что именно поэтому она получила название Пюхайыги (эст — Святая река).
Первая школа в Йыхви была основана усилиями церкви. Она также появилась в шведское времяю Уроженец Таллинна Томас Книппер, получивший образование в Виттенберге (Саксония), прибыл в 1688 году сюда в качестве пастора и организовал приходское учебное заведение. Подробнее об истории местного образования читайте в следующих публикациях.
В начале XVIII века вся территория Эстонии вошла в состав Российской империи. Де факто это случилось ещё в 1710-х годах, когда шведские гарнизоны покинули земли Эстляндии и Лифляндии, но юридически было оформлено в 1721 году Ништадским миром. Однако уже в 1714 году власти России открыли почтовый тракт связывавший Петербург, Нарву, Тарту и Рига. Вдоль неё примерно через каждые 20-25 вёрст располагались почтовые станции. Одна из них расположилась и в Йыхви, который тогда именовался именовался Иевве, входя в Везенбергский уезд Эстляндской губернии, и носил административный статус местечка.
Местечко (польск. miasteczko, белор. мястэчка, укр. містечко, чеш. městys (městečko), лит. miestelis, латыш. miests) — посад, селенье в виде городка. Исторически сложившаяся разновидность поселения на территории нынешней Белоруссии, Литвы, Латвии, Польши, Украины. В XVII-XVIII веках также встречались на территории Эстонии и в западной части России. Жителей местечка обычно называли местчанами или мещанами. (Википедия)
К сожалению, подобный конный почтовый путь, но шедший из столицы Российской империи Петербурга в Ревель, открытый в те же годы, не прошёл через земли Йыхви. Тот факт, что эта важная транспортно-почтовая артерия была первично проложена вдоль моря (в районе водопада Онтика), возможно, на несколько десятилетий притормозил развитие населённого пункта.
Постепенно и другие действия российской власти, представленной в данном регионе в основном остзейскими помещиками, сохранивших многие свои полномочия и регалии со шведских времён, дошли до деревни Йыхви. К последней четверти XVIII века большую часть населённого пункта занимали именно помещичьи владения, поскольку крестьяне отсюда постепенно были выселены на земли Пуру и Таммику.
По данным подушной переписи к 1782 году в Иевве (без учёта жителей усадьбы) проживало только три крестьянина и один вольноотпущенник церковного прихода. Тогда здесь большую часть земли занимал обширный комплекс усадебных построек мызы, возведённый с конца XVII до середины XVIII века. Также здесь работали и та самая корчма Йыхви, имевшая уже более чем двухвековую истории, и водяная мельница, упоминавшаяся в документах под названием Альтвески.
Так до 1970-х годов выглядело построенное в 1782 году здание почтовой станции (яма) в Йыхви. Фото: ajapaik.ee
1782 год стал важной вехой в развитии Йыхви. Маршрут почтового тракта до Ревеля, который ранее проходил вдоль побережья, был смещён немного на юг и теперь в населённом пункте расположилось разветвление двух самых важных дорог Эстляндской губернии. Одна из них связывала главный город Российской империи с Ревелем (ныне — Таллином), а вторая — шла на Дерпт (ныне — Тарту) и далее до Риги и Варшавы.
Кроме того, в городе открылось почтовое отделение. Здание почтовой станции (ям), построенное в том же 1782 году стало первым подобным сооружением в северной части Эстляндии, которое было возведено из камня. Поскольку она являлась узловой, то посещалась чаще, чем другие подобные учреждения.
Ям в Йыхви просуществовал до начала 1930—х годов, а затем лошадей при перевозке почты окончательно сменил автомобильный транспорт. В 1931 году станция перестала функционировать и к сожалению её здание не сохранилось до наших дней. В 1975 году оно будет снесено и на его месте в 1975 году будет построен городской универмаг. В начале XXI века же рядом с ним появится памятник, напоминающий о полуторавековой истории йыхвиского (иеевеского) яма — скачущая почтовая лошадь.
В 2001 году скульптор Рихо Кулд создал памятник в виде скачущей почтовой лошади «Hobupost», который появился на месте почтовой станции (яма) Йыхви рядом с городским универмагом. Фото: molodoi.ee
Именно вокруг яма, где можно было не только сменить лошадей, но и переночевать, начал формироваться новый Йыхви. К концу XVIII века в нём проживало уже около сотни человек. В их число теперь входили не только ранее жившие здесь служители церкви и крестьяне, вернувшиеся сюда — поближе к активной жизни. Появились и представители других профессий. Среди них уже тогда были врач, трактирщик, работники мельницы и служащие почты, а также различные ремесленники — портной, сапожник, кузнец и представители других специальностей.
Удачное расположение на перекрёстке транспортных артерий губернии, к которым в конце столетия добавится ещё и железнодорожная магистраль, станет для Йыхви главной причиной успешного развития в XIX веке. Об этом, а также о том, когда здесь прошла первая ярмарка, как в XX веке стала развиваться сланцевая промышленность, благодаря которой населённый пункт в 1938 году получил статус города и достиг максимально количества жителей в своей истории, но затем стал частью большого Кохтла-Ярве и лишь в 1993 году получил статус не только отдельного города, но и уездного центра, читайте в следующих публикациях.
Комментарии
Статья бойко-лживая и ни разу не научная:
начиная с ошибок первого упоминания Йыхви и,
заканчивая , оценочными суждениями о "грабежах" времен Ливонской войны. Несколько вульгарно и тенденциозно сосчиненная
Автору бы набраться терпения и найти доказательные источники, хотя бы Ливонских Хрониках
Заодно и спуститься в музейный подвал церкви Св.Михкеля в Йыхви
Фраза : "сменились хозяева" это просто гениальная фраза. Это квинтэссенция. Были русские, теперь англосаксы.Странно ждать чего-то хорошего от бывшего вассала.
Отправить комментарий