Эстонская система здравоохранения на грани: врачи из последних сил держат оборону
Здравоохранение в Эстонии оказалось в крайне тревожном положении: если специалист внезапно заболел, ему попросту не находится замены, а многие врачи не могут выйти на пенсию, потому что просто некому передать свою практику. Старая схема «один уходит — другой приходит», ранее лежавшая в основе стабильной медицинской системы, больше не работает. О проблемах громко заявила руководитель Эстонского общества семейных врачей Элле-Малль Садрак, ссылаясь на резонансные события, всколыхнувшие медицинское сообщество.

Недавнее известие о том, что Таллиннская детская больница приостанавливает проведение ультразвуковых и рентгенологических исследований по направлению от семейного врача, вызвало настоящий шок у членов Эстонского общества семейных врачей. Впоследствии выяснилось, что причиной стал внезапный уход на больничный одного из радиологов. Администрация клиники обещала принять меры, однако конкретной информации о сроках восстановления этих жизненно важных услуг предоставлено не было.
Когда пациенту говорят «идите в неотложку»
Ситуация складывается таким образом, что в будущем семейным врачам в Харьюском уезде, столкнувшись с тяжелым случаем, ничего не останется, кроме как направить ребенка в отделение неотложной помощи. Возникает закономерный вопрос: если даже на базовые обследования вроде рентгена больше нельзя надеяться через семейного врача, то какой вообще смысл в первичном медицинском звене?
Никто не отрицает, что болезнь может настигнуть любого неожиданно, и что системы имеют право на сбои. Но складывается удручающее впечатление: как только возникает сложность — дверь просто закрывается. Именно так ранее поступила Северо-Эстонская региональная больница (PERH), прекратившая оказание электронных консультаций по детской психиатрии. Также и Таллиннская детская больница ограничила психиатрические услуги, а другие учреждения летом временно закрывают часть отделений по причине отпусков персонала.
Пациенты — заложники системы, врачи — без поддержки
Да, персоналу тоже нужен отдых и защита, но тогда встает острое и до сих пор не решённое: что делать пациентам и тем, кто их ведет — семейным врачам? Если нужная услуга больше не предоставляется, то у семейного врача остаются лишь три варианта: отправить больного в скорую помощь, порекомендовать платную альтернативу или... предложить подождать. Ни одно из этих решений не является приемлемым, ведь речь идет о реальном риске для здоровья и жизни пациента, о задержке диагноза и лечения.
В Таллинне действует четыре больницы, две из которых — PERH и Таллиннская детская больница — отнесены к числу региональных учреждений, обязанных предоставлять специализированную помощь в тех случаях, когда местные клиники не справляются. Однако на практике этого не происходит. А ведь именно с такими больницами и должна быть установлена прочная и бесперебойная связь у семейных врачей, работа которых невозможна в отрыве от всей медицинской системы.
Без преемственности нет будущего
На сегодняшний день в Харьюском уезде зарегистрировано 359 семейных врачебных практик, из которых 280 находятся в Таллинне. Это охватывает примерно 150 тысяч детей. Но одной лишь мотивации помочь недостаточно — врачи нуждаются в стабильной системе и эффективной поддержке со стороны больниц.
Работа семейного врача — это не соло. Это ежедневное взаимодействие с радиологами, психиатрами, педиатрами и другими специалистами. И если у самих семейных врачей в случае болезни требуется наличие замещающего доктора, то почему к больницам не предъявляются такие же требования? Почему они могут позволить себе просто остановить предоставление услуги без последствий?
Сегодня медицинская система не справляется с задачами. Врачи, достигшие пенсионного возраста, продолжают работать только из чувства долга — в надежде, что за ними придут молодые коллеги. Но преемственность нарушена. Без обучения и дублирования, без наличия второго врача, выполняющего ту же работу рядом с опытным наставником, не происходит передачи профессиональных знаний. Это требует времени, это кажется неэффективным, но иначе никак.
Необходима перезагрузка: от техники к людям
Современные врачи не стремятся к ночным сменам и изнурительным дежурствам. Они хотят заниматься своей профессией с достоинством и в поддерживающей среде, а не бороться с выгоранием. Необходима переоценка приоритетов: не только закупать оборудование, но и вкладывать средства в обучение и удержание специалистов. Аппаратов УЗИ и рентгена в Эстонии хватает — а вот специалистов, способных на них работать, катастрофически не хватает.
Ситуация достигла опасной черты. Доступ к помощи ухудшается, качество падает, а медицинские работники сгорают от перегрузки и бессилия. Пациенты страдают, а семейные врачи вынуждены ежедневно разъяснять, в каком учреждении еще работают рентгены, а в каком — уже нет. Это ненормально. Это недопустимо.
Нужны конкретные решения и государственная ответственность
Теперь — слово за Министерством социальных дел. От него ждут не новых стратегий и пустых обещаний, а четкого, реалистичного плана восстановления системы. Нужны меры, которые обеспечат своевременную помощь пациентам и вернут поддержку врачам, стоящим на передовой.
Касса здоровья обязана не просто закупать услуги, а гарантировать их непрерывность. Подписанный договор должен подразумевать выполнение условий — даже в случае болезни одного из сотрудников. Нужна гибкая и устойчивая структура, а не карточный домик, рассыпающийся при первом же форс-мажоре.
Пришло время прекратить разговоры и перейти к действиям. Люди ждут помощи. А врачи — возможности её оказывать без страха, что завтра система снова даст сбой.
Комментарии
Некоторым врачам так вообще некогда работать по-специальности: приходиться выяснять, насколько хорошо пациент знает эстонский язык. Сарказм, однако. А так-то да, проблема с кадрами огромная.
Проблема не только в нехватке кадров, хотя именно она является, пожалуй, самым ощутимым симптомом. Уход специалистов за границу, вызванный как экономическими причинами, так и разочарованием в условиях работы, усугубляет ситуацию. Но даже там, где врачи остаются, их возможности ограничены. Перегруженность, вызванная огромным потоком пациентов и недостаточным количеством персонала, приводит к выгоранию и снижению качества оказываемой помощи. Врачи вынуждены работать сверхурочно, часто отказываясь от личного времени и отдыха, чтобы хоть как-то справиться с потоком.
P.S властные утырки, убили буквально всё! И это не придел, грядут непомерные траты, типа, на оборону...
Почитать - обрыдаешься. Видимо только мне везет- как ни приду к врачу - тишина, никаких очередей, коридор пустой. Про какой поток тут плачут ?
Врача вижу - когда край и то ждать надо минимум неделю. А так нас лечат по телефону неизвестные медсестры, которых тоже в глаза не видишь.:да еще взялись музыкой по телефону деньги зарабатывать- держат на линии по несколько минут.
А как может центр семейных врачей наработать на дивиденды на 800000 евро ? А у самих интернет на соплях.
По верно, но ваш комент напоминает копию какой-то статьи
Если не обслуживать на русском языке, то врачей надо меньше....
Это в образовании уже применили, теперь все эстонские школы Таллина и Ида Вирумаа забиты русскоязычными детьми. Педагоги с образованием и опытом уходят, на их место приходят люди без опыта и педагогического образования. Не удивительно, что в медицине похожие явления.
Успех))))
Рыба гниёт с головы!
Общался на эту тему с медиками.
Значительная честь интернов после окончания медвузов уезжает за границу. В тарусском универе даже имеются курсы финского языка для учащихся. Финны давно оценили высокое качество медицинского образования в Эстонии и активно принимают наших у себя в глуши, но за бОльшую зп. При этом за создание такого специалиста в Финляндии платит эстонский налогоплательщик.
Одно из основополагающих прав ЕС - свобода перемещения. Её боятся нарушить, ограничив молодых специалистов т.н. отработкой по распределению сроком до 5 лет.
Как можно это изменить:
Внести коррективы в законодательство. (Конституцию же легко поменяли?) Те студенты, которые обучались в вузах бесплатно (т.е. за счет налогоплательщиков) при получении диплома обязаны по распределению отработать по своей специальности минимум 5 лет в Эстонии. Если это не устраивает - вернуть в казну сумму в размере, потраченную на этого студента за 5-6 лет обучения в вузе с учетом инфляции.
Немного не по теме, но близко. Есть такие специальности в школах «спецпедагог» и «логопед» , те самые, которых сейчас практически везде не хватает. В Тартуском университете уже сейчас и минимум несколько лет уже так - подаются сотни заявлений на эти специальности(в 2020 на спецпедагога было подано почти 400 заявлений при 30-60 местах). Мест на логопеда и спец педагога примерно по 35, но это еще ладно. Каждый год выпускаются десятки специалистов. Куда они деваются? Такое ощущение, что эти «сотни» это те, кого описывал великий писатель Гоголь в своем известном произведении. И еще, не по теме. Все кричат, учителей не хватает. В Нарвском колледже в магистратуре на учителя эстонского 61 место, на учителя английского и русского языков по 11 мест. Где логика у начальства университета? Или опять Гоголь рулит? Или тащит по блату своих , а честных не берут?
Отправить комментарий