Эстонии грозит штраф ЕС за нежелание криминализировать разжигание ненависти
Суды Эстонии могли бы решать, где заканчивается свобода слова и начинается уголовная ответственность. Иначе высказывания наподобие "300 тысяч паразитирующих тибл" так и останутся лишь высказываниями, пишет автор портала Tribuna.ee Эйно ИНГЕРМАН.

В конце ноября 2008 года ЕС договорился бороться с расизмом и ксенофобией при помощи криминального права. В законодательство должны были быть включены отдельные положения об уголовных наказаниях за публичные высказывания, разжигающие ненависть, сообщает ERR. Так, публичное подстрекательство к насилию в отношении людей по признаку национальности, цвета кожи, религии или убеждений может быть уголовным преступлением. Расследование уголовных преступлений не будет зависеть от сообщения о преступлении конкретной жертвы. И Эстонии за нежелание бороться с расизмом и ксенофобией грозит штраф.
Эстонский публицист Эйно Ингерман отметил в своём комментарии по поводу этой новости, что в кодексе Эстонии на самом деле есть статья за разжигание розни, правда, она так сформулирована, что является мертворождённой. Во-первых, в публичном высказывании должен содержаться призыв к ненависти, насилию или дискриминации. Во-вторых, ответственность наступает исключительно в том случае, если в результате поставлены под угрозу жизнь, здоровье или имущество личности. Наказание — штраф или арест. Если последствия были тяжкие, то наказание штраф или отсидка до трех лет.
«Попробуй докажи, что кому-то проломили голову или подожгли дом, начитавшись/насмотревшись авторов в эстонском медиапространстве. О создании «атмосферы ненависти» говорить не приходится, а это во сто крат хуже и опаснее, на мой взгляд. Не буду спекулировать на тему, что волнует Европейскую Комиссию, точнее отвечающих за этот участок «работы» евробюрократов, бог им судья. А с нашими мне всё более или менее ясно. Озабочены свободой слова?! (Тут раздаётся закадровый гомерический хохот)», — написал Ингерман.
В Эстонии имеется в наличии судебная система, отметил публицист, и не из худших.
«Так почему бы не дать судам возможность разбираться в том, где свобода слова должна заканчиваться и начинаться уголовная ответственность? А пока можно оскорбить и унизить треть населения, получить «наказание», которое иначе, как пожурили, не назовёшь. После этого благополучно избраться в парламент, вместо того, чтобы отбывать наказание в местах не столь отдалённых. Причём для меня вопрос не в наказании конкретного морального урода, а в профилактике. Хочется верить, что угроза возмездия со стороны закона заставила бы некоторых, особо языкастых, фильтровать то, что они пишут и говорят. Воздух был бы чище. А если бы в публичном пространстве было меньше гадости, то и уровень противостояния в обществе был бы ниже», — резюмировал Эйно Ингерман.
В Европейском союзе еще в 2008 году была достигнута договоренность о борьбе с расизмом и ксенофобией средствами уголовного права, и страны-члены сообщества должны были внести в свое законодательство положения об уголовной ответственности за разжигание ненависти (т.н. hate speech). Однако Эстония этого до сих пор не сделала, в связи с чем ей грозит производство о нарушении со стороны Еврокомиссии, а также штраф.
В частности, уголовное наказание могло бы предусматриваться за публичное разжигание насилия на основании национальности, цвета кожи, вероисповедания и убеждений, при этом расследование проступка не зависело бы от сообщения о преступлении, поступившем от конкретной жертвы. Такие требования вытекают из решения, принятого в 2008 году Советом ЕС, сообщила "Актуальная камера".
Поскольку Эстония не привела свое законодательство в соответствие с этими требованиями, ей грозит процедура о нарушении со стороны Европейской комиссии.
"Какие-то письма составлены тем государствам-членам, к которым у Комиссии есть претензии, им рассылаются эти письма. В Эстонскую Республику письмо еще не приходило. Наверное, дождемся этого письма, прочитаем его, посмотрим, в чем нас упрекают или винят, и в соответствии с этим будем действовать дальше", - сказал министр юстиции Райво Аэг (Isamaa).
В прошлые выходные на запуск процедуры о нарушении в связи с разжиганием ненависти намекнул и министр финансов Мартин Хельме (EKRE). В представительстве Еврокомиссии в Эстонии во вторник сообщили, что никакой официальный меморандум в Эстонию пока не отправляли и не смогли уточнить, когда это может произойти.
По словам Аэга, вводя данную директиву в законодательство, необходимо внимательно проследить за тем, чтобы она не начала ограничивать свободу слова.
"Мороженое "эскимо" теперь запрещено, и это ненормальная тенденция, если мы начнем заниматься такими аспектами и создавать такие представления, что какие-то традиционные, исторические подходы, названия теперь стали совершенно неприемлемыми и разжигают расизм и ксенофобию", - пояснил министр юстиции.
Министр внутренних дел Март Хельме привел в пример Финляндию, где человек может быть наказан за цитирование пассажей в Библии, в которых, например, говорится о гомосексуальности в негативном ключе. По его словам, EKRE намерена бороться против таких законов.
"Если в результате этой процедуры о нарушении на Эстонию наложат штраф, то мы его заплатим. Перед этим будем судиться. Это судопроизводство, несомненно, займет годы, но мы просто так не дадим собой помыкать", - сказал министр.
По словам лидера оппозиционной Партии реформ Каи Каллас, законодательство о разжигании ненависти действительно может угрожать свободе слова, а дискриминация по религиозному и расовому признаку в Эстонии также запрещена Конституцией.
"В широком плане там уже были бы сложные моменты, касающиеся того, ограничивает ли это свободу слова, но если мы говорим о разжигании ненависти и призывам к насилию на основании расы, этнической принадлежности, цвета кожи, то, поскольку это растущая проблема, она могла бы быть четко прописана [в законе]", - сказала Каллас.
Комментарии
А за отрицание лохокоста тоже срок будут давать, как в Германии?
молодцы люди .
кто свалил из ЭСТОНИИ
Отправить комментарий