Попытаться представить мир после капитализма
Американский писатель-фантаст Кори Доктороу о попытках представить будущее после капитализма.

Попытаться представить мир после капитализма
Маргарет Тэтчер была наименее научно-фантастическим мировым лидером в современной истории. Ее девизом было "Альтернативы нет", эту фразу она повторяла так часто, что она стала аббревиатурой: "TINA". Она имела в виду капитализм, утверждая, что ему нет никакой мыслимой альтернативы. Это был дешевый, но удивительно эффективный риторический прием, рассматривающий требование как замечание. Истинное значение TINA - это не "Альтернатива невозможна", а скорее "Прекратите пытаться думать об альтернативе".
Я имею в виду, что думать об альтернативах - это буквально моя работа.
TINA - это часть философии "капиталистического реализма", фразы, придуманной Марком Фишером в начале 2000-х годов. Фишер сказал, что капиталистический реализм лучше всего отражен в цитате "Легче представить конец света, чем конец капитализма" (эта цитата иногда приписывается философу Славою Жижеку и литературному критику Фредрику Джеймсону).
Жижек (или, возможно, Джеймсон) подошел к проблеме гораздо ближе, чем Тэтчер. Ведь если легко представить себе что-то после капитализма, то представить себе закат капитализма гораздо сложнее.
Я имею в виду, я буквально сделал это в своем первом романе «Падение волшебного королевства» ("Down and Out In the Magic Kingdom" (2003)), повествующем о посткапиталистической цивилизации, живущей в условиях дефицита, где ваша способность захватить любой ресурс (включая Walt Disney World) основана на том, насколько ваша широкая общественная оценка (она же "Репутационная монета" (ваффи) - вечно перетабулированное среднее значение) выше, чем оценка, которой пользуются ваши соперники.
Хотя в «Падение волшебного королевства» было несколько флэшбэков, изображающих революционный переход от капитализма к экономике "ваффи", это были всего лишь наброски. Мы узнаем о том, как один университетский городок справился с этим переходом - когда эксплуатируемые адъюнкт-профессора просто забрали лекции своих боссов - и мы узнаем, что некоторое время в полых горах прятались вооруженные до зубов ополченцы, но не более того. Мы не видим, чтобы кого-то убили за это дело; нет массовых демонстраций с удушливыми облаками слезоточивого газа или градом пуль.
Говоря из личного опыта, легко представить себе жизнь после капитализма, но представить себе реальный конец капитализма трудно. Вспомните выдающиеся романы Уильяма Гибсона "Джекпот": Периферия (2014) и "Агентство" (2020). В них рассказывается о далеком будущем, в котором чрезвычайная ситуация с климатом полностью разрешена, и о промежуточном периоде под названием "Джекпот", в котором дела у цивилизации действительно шли очень плохо.
Но "Джекпот" - это пустота, потерянная эпоха, темный век. Несмотря на то, что повесть перемещается туда-сюда между будущим и несколькими другими моментами времени, включая нашу эпоху, "Джекпот" никогда не доступен и не изображен. Это скачкообразное сокращение, вычленение: сначала наше время, затем наше ближайшее будущее, а затем, все сразу, далекое время, в котором система трансформировалась. Гибсон делает это с мастерством карточной механики крупным планом, но это все равно заметное упущение. Переходные состояния трудно описать.
Ким Стэнли Робинсон уже давно пишет посткапиталистические истории. Именно его роман 1990 года "Тихоокеанский рубеж" вдохновил меня на написание «Падение волшебного королевства».
В 2010-х годах Робинсон опубликовал четыре связанных между собой романа, начиная с романа "2312" (2012), который начинается через три столетия и ведет свой путь к современности, через романы "Аврора" (2015), "Нью-Йорк 2140" (2017) и "Красная луна" (2018). В этих книгах Робинсон начинает с рассказа об обществе, которое на столетия заглядывает в посткапиталистическое будущее, а затем, подобно артиллерийскому сержанту, определяющему дальность стрельбы, приближая минометный огонь по мере наведения на цель, Робинсон использует этот "бэккастинг", чтобы все ближе и ближе подойти к переходному состоянию между капитализмом и не-капитализмом.
Но он так и не добрался до него, ни в тех книгах, ни в том десятилетии. Только в книге "Министерство будущего", вышедшей в 2020 году, Робинсон действительно представил себе конец капитализма - не просто жизнь после капитализма, а жизнь через многолетний переход от одной системы к другой.
"Министерство будущего" - необычная и блестящая книга. Она написана в документальном стиле, перескакивая с десятка точек зрения и мест, чтобы осветить различные аспекты перехода (основной сюжет следует за горсткой персонажей, обеспечивая сквозную линию, на которой может играть весь этот периферийный материал).
А в книге "Министерство будущего" (благодаря Жижеку) (или, возможно, Джеймсону) конец капитализма предваряется неминуемым концом света. Книга "Министерство будущего" - это не только история конца капитализма, но и история конца климатической чрезвычайной ситуации - история о том, как нам сориентировать наши производственные мощности, образ жизни и образование, чтобы предотвратить разрушительную для вида и цивилизации спираль смерти. Книга не обещает возвращения к нормальной жизни или даже окончания кризиса, но она изображает правдоподобный (и героически бодрящий и вдохновляющий) конец чрезвычайной ситуации.
Робинсон изображает давление климатической чрезвычайной ситуации безжалостно. Книга начинается с убийственной тепловой волны над северными равнинами Индии, в результате которой погибло 20 000 000 человек, и эти смерти запечатлены на страницах и преследуют читателя весь ход повествования. С самого начала Робинсон отказывается отвести взгляд, отказывается вздрогнуть от ужаса перед чрезвычайной ситуацией, связанной с климатом.
Я всегда скептически отношусь к совету не "нормализовывать" плохие вещи (все, что происходит, обычно становится "нормализованным" - люди в лагерях смерти нормализуют свои обстоятельства; какая у нас надежда не нормализовать то, что происходит в нашей собственной жизни?) Способность Робинсона сохранять на странице живость и яркость климатической чрезвычайной ситуации поистине замечательна.
В истории Робинсона есть еще один источник насилия и ужаса, и он гораздо более отдаленный. Переход Робинсона происходит благодаря сочетанию факторов, некоторые из которых экономические, некоторые социальные, некоторые нормативные. Ключевым элементом перехода являются эффектные акты массового насилия - например, использование беспилотников, чтобы сбить все самолеты в небе, все сразу.
Террористы, совершающие эти злодеяния, не входят в число персонажей, чьи жизни мы ненадолго узнаем из строк книги, как и их жертвы. Они далеки, абстрактны.На это есть веские причины. Террористические акты в "Министерстве будущего" действительно достойны сожаления. Пристальное внимание к ним рискует привести к их прославлению.
И все же....
Меня беспокоило и продолжает беспокоить насилие за кулисами в "Министерстве будущего". Не знаю, потому ли, что Робинсон верит, что "конец капитализма" будет сопровождаться таким насилием. История показывает, что революции редко бывают бескровными, в конце концов. Как говорит один из моих персонажей в моей повести 2019 года "Радикализация":
"Говорят, насилие никогда ничего не решает, но это верно лишь до тех пор, пока вы игнорируете всю историю человечества".
Я брезгливый человек. Последний раз я ударил кого-то в гневе, когда мне было десять лет. Я не хочу быть на стороне террора.
Поскольку темп и интенсивность пожаров, наводнений, пандемий и тепловых волн возрастают, конкретный ужас перед надвигающейся точкой невозврата климата приобретает актуальность, превосходящую гипотетические ужасы, которые Робинсон изображает во время "конца капитализма".
Представить конец света легче, чем представить ненасильственный конец капитализма.
Но мы все равно должны попытаться.
Во многих отношениях мы уже живем в посткапиталистическом обществе. Многие из наших самых важных дел - воспитание детей, уход за престарелыми родственниками или друзьями - не оплачиваются. И практически ни одно из наших крупных предприятий или их отраслей не было бы прибыльным, если бы не огромные государственные субсидии: огромные государственные субсидии, присущие чрезвычайной ситуации.
Компании получают прибыль, перекладывая самую высокую стоимость ведения бизнеса на остальных, в виде повышения уровня моря, ураганов, лесных пожаров и засух. Если бы компаниям пришлось нести эти расходы на своем балансе, большинству фирм пришлось бы кардинально перестроиться или выйти из бизнеса.
Это кровавая форма посткапитализма, где жизненно важный тяжелый труд не оплачивается, а социализируются только затраты, но не прибыль. Но альтернатива есть. Мы просто должны ее представить.
(с) Кори Доктороу
https://bestseller.sbs/posts/fant/82803-kori-doktorou-nemyslimoe - цинк
Комментарии
Всё дело в том, что капитализм это не что-то искусственно созданное, как социализм, который строили и так и не построили, а это естественное положение вещей, капитализм обусловлен самой сущностью человеческой натуры.
Мир после капитализма уже был, многие из ныне живущих его застали и успели в нем пожить. И знаете, обратно туда как-то не хочется.
Вам не хочется, а другим хочется. А Вам хочется не увидеть заслуженного отдыха до 70 с лишним лет.
Вообще-то хочется нормально жить здесь и сейчас, и капитализм это обеспечивает. Да и пенсии при "социализме" были нищенские, особенно - на селе. Не говоря уже о том, что особо купить на сов.рубль было нечего.
И потом, а Вы не задумывались, почему сейчас на пенсию в Европе уходят позже, чем уходили при совке? Просто потому, что средняя продолжительность жизни в Европе сейчас лет на 10-15 дольше, чем при СССР.
ога, особенно в эстонии
ога, особенно в эстонии
ну да, сейчас и тогда - отлично сравниваешь, чо
В богатой по советским меркам ЭССР жило 2 миллиона, а в нищей по всем меркам РСФСР 150. К тому же, чего стоит наше богачество, все мы поняли, когда стало возможным съездить в соседнюю Финляндию. Для совка мы были богатыми, а для финки - нищебродами. Всё познается в сравнении.
мы и сейчас для финнов нищеброды
Вы и для Таллина нищеброды.
cильный брюхом — слабый духом
Вообще то в капиталистических Европе и Америке пенсия с 65 лет, максимум с 67(в каких-то странах).
И что? Ким Чен Ын не пускает? Может плохо просились?
Это про советскую власть? Скорее это была реинкарнация крепостного права чем что-то, что после капитализма. Одно то, что производительность труда при т.н. социализме была в разы ниже чем при капитализме говорит само за себя.
Да, так и есть, мир после капитализма - это всегда частичный или полный возврат к предыдущим общественным формациям. К крепостному праву и даже, частично, к рабовладельческому строю, если вспомнить принципы фукнционирования системы ГУЛАГ.
Со всеми вытекающими - падение производительности труда, откуда голод и нищета, одновременно новые баре и новый царь. Пусть и не наследственные.
Хорошо, если не новый фараон, как в Сев.Корее, причем там царь/фараон как раз таки передает власть по наследству.
Да и насаждавшийся в годы "культа личности" образ товарища Сталина недалеко ушел от образа древнего бога-правителя. Который всегда мудр, прав, а если не прав, то см. выше.
Соответственно, несогласие с таким правителем - тягчайшее преступление, в Др.Риме это называлось "оскорбление величества", а при Сталине и даже позже это называлось "антисоветская агитация и пропаганда" и каралось либо быстрой смертью ака
декапитациярасстрел, либо смертью медленной,на крестев лагерях.о, опять про гулаг вспомнили
давай теперь про девочку, мороженое и урановые рудники
ну как оно в южной происходит, мы в "кальмаре" уже увидели
ютуб совсем недавно ролики про последние выборы в сша запретил - а это как называется?
К сожалению, история СССР от истории ГУДАГа неотделима, потому ее все время и вспоминают, когда речь заходит об СССР.
О жизни в Ю.Корее судите по художественному сериалу. В таком случае о жизни в Японии нужно судить по аниме и манге?
Если это так, то это плохим словом называется. Только вот не надо сравнивать запрет ролика на Ютубе (к тому же, в Сети полным-полно альтернативных видеохостингов и платформ) с наказанием, полагавшимся за "антисоветчину". Ютуб никого не расстреляля и в лагеря не сослал. Не надо сравнивать несравнимое.
ну да, ну да - каторга же только в ссср'ах была
полстраны сидело, полстраны охраняло - солженицын соврать не даст
вы мне пытаетесь сказать, что в корее нет нищих и бомжей, нет преступности и доступная медицина? ну ок
если знаете куда смотреть, можно и по аниме, кмк - это же культурный слой
дык никто и не сравнивал, всего лишь актуальный пример цензуры в якобы свободных сми
ну расскажите, что там с заглянувшими на огонек в капитолий американскими гражданами - что то о них не слышно ничего
я уж про маккартизм не буду
Была много где, но вот сравните каторгу даже декабристов или Ленина с ГУЛАГовскими условиями? И потом, каторга без суда в 20 веке была тогда только в двух европейских странах - в СССР и в нацистской Германии.
статья была, приговор был, срок был, даже реабилитация была, а суда не было - прикольно у вас в голове, чо
да кто бы сомневался, что мазнете по методичке
а штаты чего не вспомнили?
лучше я разведопрос с разбором посмотрю
я вам пытаюсь объяснить, что в художественных произведениях жизнь таки отражается
иначе зрители пальцем у виска покрутят
ну не нравятся "кальмары" - ок, "паразиты" тоже вполне ничего - 4 оскара, канны, все дела
ну так там и цены сильно разные, я полагаю
ну тех, кто это ставит и смотрит, оно характеризует вполне
Все нарвитяне будут получать безусловный базовый доход.
Капитализм это обеспечит. Причем, скорее рано, чем поздно. Проще бездельникам начислять на карту энную сумму и про них просто забыть, чем содержать весь этот чиновничий аппарат типа соцдепартамента и биржи труда.
Биржа тружа это вообще анахронизм какой-то в век интернета, всеобщего и практически )а местами - и вообще) бесплатного доступа к оному и копеечной цены цифровых устройств.
вот прямо в 2 км от нарвы, там где капитализм все обеспечивает, доступа к интернету нет даже за заплаченные мною деньги
и только экстренные вызовы
в америках, слышал, ойфоны бесплатно раздают при подключении к оператору
у нас даже брендовые китайцы в своих сторах с дикой накруткой
ну вот посмотрел - смарты от 99 евро и пакет за 25, итого 30 в месяц
для кого то это дневная зарплата, например - ну или безусловный базовый дневной доход
Попробуйте поставить внешнюю антенну, лучше направленную. Цена вопроса около 60 евро.
Как вариант - поставить внешний роутер, раньше Элиза и Элион предлагали, приедет техник, все поставит, подключит и настроит. И скорее всего, проблема будет решена. А если нет, техник с роутером уедет и денег с Вас не возьмут.
Так что это вопрос вовсе не к капитализму, а вопрос поиска подходящего технического решения.
лучше я оператора поменяю, чем буду антеннами дыры в зоне покрытия затыкать
таки вовсе к капитализму, кмк - вышки то, чай, денег стоят
Это и есть шикарный плюс капитализма - конкуренция.
кто-то "экономикс" перечитал, бывает
псевдоконкуренция, ценовой сговор и программирование дефектов - вот и привет, копроэкономика
Так не покупай гавно, тебя кто-то заставляет? Или может у тебя на негавно просто денег не хватает? Может быть просто каждый товар рассчитан на свою категорию покупателей?
ты так ничего и не понял
Отправить комментарий