Пара слов для будущего пушечного мяса
Пишет Лато Лапса, независимый журналист из Латвии (на фото): Многие ли из вас слышали или читали о некоем Августе Ландмессере? Немце, родившемся в 1910 году и скончавшемся, скорее всего, в 1944-м где-то в горах Хорватии? Скорее всего, нет.
Логично, где вы могли о нем услышать. Вы, конечно, знаете Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, а также кого-то из их компаньонов, но не Августа Ландмессера, который не посылал на смерть миллионы, а был простым рабочим в доках Гамбурга. Одним из тех десятков миллионов, чью жизнь забрала Вторая мировая война.
Ладно, зайдем с другой стороны. Видели ли вы где-то в интернете такую довольно известную черно-белую картинку? Огромная толпа, все в едином порыве тянут руки в нацистском приветствии, но практически в самом центре толпы стоит человек — он с таким угрюмым, несогласным выражением лица сложил руки на груди. Больше ничего там и нет.
Фотография датируется 13 июня 1936 года. В мероприятии принимают участие главные бонзы нацистской Германии, может, и сам Адольф. До начала мировой войны еще три года и пара месяцев, но тотальная истерия ненависти ко всем чужим и неправильным в Германии зашкаливает: толпе никто не платил, никто не спаивал. Просто «народ знает, что идет на пользу стране».
Для того, чтобы в такой атмосфере в самый подходящий момент не продемонстрировать веру в режим и его идеи, нужна большая смелость. Особенно если ты обручен с еврейкой. И, что еще важнее — нужна своя голова на плечах, чтобы не кричать вместе с зомбированной толпой и остаться при своей правде.
Тот, кто не готов кричать и рычать вместе с восторженно взволнованной толпой, и есть Август Ландмессер.
Сейчас мы все живем в те дни, недели и месяцы, что все больше и больше начинают напоминать время, изображенное на черно-белом снимке. Боюсь, со всеми вытекающими последствиями.
За частью жителей нашей страны и их настроением я наблюдаю при помощи комментариев на латышских и русских порталах, за другими (допускаю, что все-таки другими) — в твиттере, за третьими — по «народным» звонкам в эфир Латвийского радио и по разговорам в общественном транспорте. И вот мои выводы.
Одно дело — тупое большинство. Эта всегда крикливая, всегда готовая к одурачиванию, всегда готовая к обработке своих небольших мозгов толпа. Ну, примерно такая же, как все остальные работники доков в Гамбурге на снимке.
Эти энергичные зомби с прокомпостированными мозгами сами, с энтузиазмом и уверенностью громили еврейские магазины; с пеной на губах осуждали врагов народа; как тараканы облепляли танки и пулеметные гнезда до тех пор, пока их безумие не утолила кровь. Это единственное, что, к сожалению, может со временем это безумие утолить.
Но речь сейчас не только о тупом большинстве — всех тех «представителях народа», которые, например, звонят на Латвийское радио и у которых настолько ясное и четкое мнение по поводу всего на свете, что кажется: они без малейших сомнений отправили бы тех, кто высказывает неправильное мнение по международным событиям в душевую, из которой потом направо будет выходить мыло, а налево — матрасы.
Нет, все намного хуже. Твиттер каждый день приносит мне новые и новые неприятные сюрпризы: оказывается, мои знакомые, которых я раньше уважал и ценил, образованные, понимающие и мыслящие люди один за другим зомбируются точно так же, как это случилось в 30-е годы прошлого века с респектабельными немецкими врачами, инженерами, учителями, писателями и т.д.
Они хотя бы могли найти оправдание — ну, например, что не было никакого глобального информационного пространства, и не было возможности на свежую голову сравнить, что у одной дурацкой, агрессивной пирамиды агрессивной ненависти на второй стороне точно такое же зеркальное отражение. В конце концов, француз, которому перед Первой мировой войной газеты ежедневно подавали карикатуры про немцев, разрывающих кровавыми когтями французских детей, не мог перелистать немецкие газеты, где его соотечественники выглядели ничуть не симпатичнее.
А сейчас какие оправдания? Когда вся информация в мире на расстоянии вытянутой руки, было бы только желание использовать данные Господом мозги и разум, да еще собственный опыт для ее оценки. А не для все более громкого рычания в хоре зомби.
Но нет. О политиках говорить не будем, это особый вид. Но — уважаемый биолог. Победитель интеллекутальных игр. Известный математик. Хоровой дирижер. IT-специалист. Это только несколько «открытий» последних дней. Подпирая и поддерживая друг друга, забывая хоть на минуту задуматься о том, как это выглядит со стороны, они ликуют по поводу самых ужасных и нелепых мер по ограничению «колорадов».
Дурацкая «Новая волна» в этом смысле прекрасная лакмусовая бумажка. Она показывает, насколько далеко «самая светлая часть» нашего общества зашла в своей тупой ненависти. Они богатые! Они чужие! Они нас не уважают! Они нам противны! Они над нами смеются! Вон с нашей земли! Как-то так.
Никто из них и не задумывается, что это ровно те же самые чувства, которые ощущал в 30-е годы к евреям такой нормальный средний немец. Который, к тому же, был до глубины души уязвлен несправедливостью, которую принесли всему миру жиды. И совершенно уверен, что прав он, он и еще раз он.
Конечно-конечно, если вы захотите, вы найдете сотни различий между тем, как бедные одураченные немцы относились к евреям тогда, и тем, как, скажем, прогрессивно-принципиальная часть многострадального латышского народа относится к колорадски настроенным путиноидам сейчас.
Но — нравится вам это или нет, но есть одна общая особенность. Речь о глупой, отчасти срежиссированной, отчасти возникшей самостоятельно ненависти к кому-то другому. К тому, кто выглядит если не врагом, то как минимум его представителем. Кто попал под руку и клавиатуру, но сдачи, кажется, не даст. И эта исключающая всякое здравомыслие ненависть вместе с уверенностью в том, что ты сам — обиженный, маленький и бедный — растет с каждым днем.
В России полно одураченных путинской пропагандой, имперски настроенных, просто диких и глупых русских — и ваша святая задача дать им отпор любой ценой? (Лучше на словах, конечно…) Нравится вам это или нет, но вы, будущее пушечное мясо, в их глазах выглядите точно так же.
Детали могут меняться, но суть та же: их рычащее зомбированное большинство точно так же свято уверено, что до смерти обижены, задеты именно они. Одни хотят извести «колорадов», другие — вырезать «укропов» и их защитников.
Ах, их уверенность — глупая, агрессивная, зомбированная, частично купленная и в целом — темная? Вам это не понравится, но придется переварить то, что и они считают глупой, агрессивной, темной и т.д. именно вашу уверенность. И если здесь самые идиотские идеи можно реализовать, потому что имеется достаточно крикунов, готовых хором утверждать, что это для блага государства, то не сомневайтесь — там ровно то же самое…
Я, конечно, прекрасно понимаю, что от того, что сейчас напишу, не будет, по большому счету, никакого толка. Толпа крикунов будет кричать с каждым днем все громче, и современных Августов Ландмессеров с каждым днем будет становиться все меньше. Уже как-то страшно заходить в твиттер — кто из уважаемых людей на этот раз вдруг превратится в зеркальное отражение Задорнова?
Конечно, эти Августы Ландмессеры никогда не могли перекричать толпу, которая за века и тысячелетия не смогла понять — если не начать с себя и собственного разума, из тебя получится только пушечное мясо. И тот, настоящий Август Ландмессер без вести пропал в 1944 году в ходе боев в Хорватии. А картинка осталась — как подтверждение: после того, как зомбированное с обеих сторон пушечное мясо окажется под землей, правда оказывается за теми, кто не тянет руки вместе с толпой, в честь ее дирижеров.
Перевод с латышского delfi.lv
Комментарии
Увы, нам людям это свойственно. Инстинкт толпы нас захватывает и отключает рациональное мышление. Тем более, даже в поговорках отражена национальная особенность «коллектива»: русские - по отдельности вполне хорошие и душевные люди, но в толпе становятся скотами. Китайцы (или японцы. уже не помню) - по отдельности скучные и аморфные, но в коллективе работоспособными и выдают отличные идеи. Немцы далеко не глупая нация, но тоже не смогла сопротивляться стадному инстинкту. Мало, но есть люди способные глядеть поверх толпы - старый снимок показал двоих. Мужчину, который сложил руки и фотограф, который это увидел. Ну, толпа, налетай минусовать!))
Часть русского народа, именуемая быдло, действительно становится в толпе скотами. Но кроме быдла среди русских имеется и много интеллигентных людей. Которые в коллективах за рамки не выходят. Это называется стереотип. Все равно как абсолютно всех поляков считать русофобами (а их в Польше дай Бог если треть, только вот кто ж тогда там составляет две трети?) и прожженными торгашами (хотя это не так и далеко не так), всех цыган наркоторговцами (хотя среди них полно замечательных потомственных работников по металлу и слесарей), всех французов благородными и картавящими (хотя по жизни французы далеки от понятия благородства, а картавый парящий франсез заканчивается за сотню км от Парижа и превращается в тяжеловесный и даже грубоватый на слух язык диалектов), всех эстонцев медлительными и тугодумами (это уж вообще бред) и т.п. Ломать стереотипы надо, ломать. Ничего кроме разобщенности по нациям они не несут.
У пролетариата нет отечества. Читайте Манифест Коммунистической партии. Это лучшая прививка от шовинизма.
Отправить комментарий