Нарва XVI-XVII веков: от средневекового города-крепости к «Малому Амстердаму»
Рассказом о развитии Нарвы в составе Швеции до случившегося в 1659 году крупного пожара, который практически полностью разрушил город, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".
Карта-схема города Нарвы и его укреплений, составленная в 1649 году. Источник: narvamaps.ee
После того, как вследствие штурма 1581 года и последующих шведско-русских переговоров Нарва вошла в состав Швеции, начался почти полуторавековой период развития города в составе Шведской империи, оставивший глубокий след в его истории и облике. Новые хозяева города постарались максимально использовать его стратегическое значение. Через неё для России не только закрывался выход к Балтийскому морю, но и была возможность осуществлять контроль важной части торговых путей, связывавшими внутреннюю Россию с европейскими рынками. Власти Швеции постарались сделать город не простой крепостью, а одним из главных торговых узлов восточной Балтики.
В последующие годы Стокгольм старался укреплять королевскую власть как на ранее ливонских землях вообще, так и в Нарве в честности, постепенно вводя свою систему управления и судопроизводства, а также расширяя распространение лютеранской веры. При этом местное население, прежде всего немецкие бюргеры и купцы из разных стран, сохранили часть прежних прав и привилегий.
Понимая военную уязвимость Нарвы, шведы уделяли немалое внимание её укреплению. Уже к концу XVI века были построены первые бастионные укрепления по новейшей фортификационной системе. В дальнейшем в XVII веке они будут расширены. Город был превращён в одну из наиболее мощных крепостей региона. Прежние укрепления Нарвского замка (замка Германа), дополненные бастионами Виктория, Глория, Густав и другими редутами, в значительной степени определили новый силуэт города.
1634 год. Схема крепостей Нарвы и Ивангорода. Источник: narvaplan.ee
Схема части укреплений Нарвы 1645 года. Источник: narvamaps.ee
Несколько по иному сложилась история Ивангорода. В шведское время он официально именовался Swedish Ivangorod, но в некоторых исторических источниках встречается немецкая версия — Swedisch Iwangorodt или просто Iwanogorodt. С 1581 до 1590 года Ивангород вместе с Нарвой находился под властью Швеции, но Московское государство не отказывалось от претензий на них.
В январе 1590 года русские войска царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана Грозного) осадили Нарву и Ивангород. Нарву взять не удалось, но ивангородский шведский гарнизон капитулировал. В 1595 год был заключён Тявзинский мирный договор. По его условиям Швеция оставила за собой Нарву, но признала возвращение Москве Ивангорода, Яма, Копорья и Корелы.
Ивангород ещё на полтора десятка лет остался русским городом. Шведско-русская граница вновь прошла по реке Нарве. Однако в 1610-х годах в России наступило Смутное время, проявившееся в числе прочего в нестабильности власти и ослаблении армии. В 1611 году шведы осадили Ивангород, а в 1612 году его гарнизон капитулировал. В 1617 году по Столбовскому миру Россия признала потерю Ивангорода, который оставался под Швецией до 1704 года.
«В 1649 году шведы объединили Нарву и Ивангород в один город, чтобы усилить значение Нарвы в восточной торговле. Но поскольку русские купцы и ремесленники по привычке продолжали работать на ивангородской стороне, в следующем году их насильно переселили через реку в Новый город, северный пригород Нарвы. С этого времени Ивангород на три столетия стал частью Нарвы и назывался «Русской Нарвой». С сайта городского музея Нарвы
К началу XVII века Нарва стала важнейшей гаванью, через которую шёл транзит в Европу товаров из России. Через город проходил экспорт хлеба, воска, кожи, пеньки, а также знаменитых русских мехов. В восточном же направлении провозились ткани, металлы, вина и другие изделия западноевропейского производства.
Карта прибалтийской части Европы XVII века. Источник: narvamaps.ee
Главными пунктами перевалки грузов на территории России были Новгород и Псков. Что работать с ними европейские купцы, прежде всего, немецкие, голландские и английские, открывали свои фактории в Нарве. Шведские власти с удовольствием поддерживали этот процесс, видя в городе источник доходов. Именно Нарва именовалась в те годы «воротами из России в Европу».
Конкуренцию Нарве по-прежнему составлял Ревель (Таллинн), который также находился под властью Швеции. Между этими двумя портами разворачивалась внутренняя борьба за право контролировать внешнюю торговлю России. Однако даже несмотря на то вспыхивавшее, то затихавшее соперничество с нынешней столицей Эстонии, в середине XVII века Нарва переживала расцвет.
С появлением у магистрата средств стала развиваться и городская архитектура. В Нарве строились каменные дома купцов с богатыми фасадами, украшенными резьбой. Центром городской жизни стала Ратушная площадь с ратушей, возведённой в начале XVII века. В некоторых источниках Нарва даже именуется как «малый Амстердам», отражая западноевропейские архитектурные влияния.
Цитата из книги Пауля Йохансена «История города Нарвы» (Ревель, 1935)
Социальная структура города была довольно сложной. Наряду с немецким бюргерами и иностранными купцами здесь проживали русские торговцы и ремесленники, а также довольно значительное эстонское население. Каждый слой имел свои права и обязанности, что формировало пёструю картину культурного многообразия.
В Нарве XVI–XVII веков существовало двойное правовое поле. Город управлялся по магдебургскому праву магистратом, состоявшим из бургомистра и ратманов. Это обеспечивало немецкому населению ведущие позиции. Королевская власть Швеции могла вмешиваться в городские дела при решении военных, торговых или налоговых вопросов. Например, шведский губернатор утверждал решения об изменении налогов или выделении средств для военных нужд, таких как строительство укреплений или содержание гарнизона.
Схема власти в Нарве в XVI–XVII веках. Составлена ChatGPT на основе исторических документов
Для не входивших же во власть русских, эстонцев и других жителей города и округи применялись отдельные судебные практики. Ими занимались либо церковные приходы, либо особые «русские старосты».
В ходе штурма города в 1581 году и после взятия города шведы и воевавшие на их стороне наёмники применили жёсткие меры устрашения к жителям Нарвы. По свидетельствам различных исторических хроник, их были перебиты тысячи. Русские источники называют до 7–8 тысяч погибших. В европейских летописях упоминают меньшие цифры, но и в них речь идёт об огромных для одного города того времени жертвах. Последовавшие за штурмом репрессии также больше коснулись русских и православных, которых считали сторонниками Москвы.
И всё-таки полного истребления русского населения не произошло. Архивные материалы XVII века подтверждают, что в Нарве и в шведское время продолжали действовать православные церкви (например, Успенская церковь), через которые сохранялась и православная община. Среди видных городских ремесленников и торговцев в различных источниках конца XVI века встречаются русские имена.
Шведские власти, хотя и ограничивали влияние православия, но не уничтожили его полностью, поскольку им было выгодно сохранять русскую «колонию» для торговли и прочих контактов с внутренними русскими землями. Более того, время от времени короли даже помогали финансово православным жителям, стремясь удержать их верность.
Новая власть привела в Нарву протестантскую Реформацию. К концу XVI столетия в городе количество лютеранских церквей значительно выросло. Именно при них были открыты первые школы города. Преподавание в них велось либо на немецком, либо на шведском языках. Так не только готовились кадры для управления местной властью и торговлей, но и формировалась культурная атмосфера, постепенно приближавшая местных жителей к реалиям шведской империи.
Население Нарвы на рубеже XVI–XVII веков было многонациональным. Элиту города составляли потомки ливонцев (в основном — немцы) и шведы. Последние большей частью были присланными Стокгольмом представителями военной и гражданской администрации. Количество этнических шведов в округе Нарвы было очень мало, поэтому магистрат и суды контролировала в основном немецкая община. Её представители владели к тому же самыми крупными торговыми дома и ремесленными цехами. Имперские же власти опирались на местную элиту как на «лояльную прослойку».
Русские также составляли немалую часть жителей Нарвы конца XVI — начала XVII века. В основном это были купцы, ремесленники, крестьяне и представители православного духовенства. Они имели право заниматься торговлей или производством и проводить религиозные обряды, но в магистрат практически не допускались. Эстонцы же, как и другие коренные жители округи, оставались в самых низших слоях. Они были крестьянами, наёмными работниками (батраками), слугами и мелкими ремесленниками, в основном проживая в пригородах.
До конца XVI столетия в Нарве сохранялись основные черты средневекового города — узкие непрямые улочки, преобладание деревянной застройки и единичные «готические» каменные зажиточные строения. И всё-таки постепенно усилиями королевских властей здесь стали приживаться нормы управления и строительства, которые были призваны превратить Нарву в «образцовый» торговый город империи.
Через торговые связи с Нидерландами и Гамбургом к началу XVII века в городе появился особенный архитектурный стиль. Так называемый «северный ренессанс», связанный с ранним барокко. Его использовали при строительстве домов зажиточные горожане и купцы. Характерными чертами узких и высоких зданий этого стиля были ступенчатые фронтоны (как в Амстердаме или Любеке) и богатой декор фасадов. Особенностью же купеческих строений были многочисленные склады, уходящие на заднем дворе вглубь кварталов.
Гравюра с видом Нарвы 1650-х годов. Источник: antique-maps.lt
В 1644 году по инициативе бургомистра Якоба Фогдта в городе была введена система трёх коллегий в магистрате (юридическая, коммерческая и строительная). Строительная коллегия теперь занималась, в числе прочего, и контролем над застройкой в черте города. По новому строительному уставу улицы должны были быть прямыми, фасады домов обращены к улице, а строительство новых деревянных домов запрещалось. Разрешение на строительство выдавалось только после утверждения проекта.. Таким образом, Нарва стала одним из первых городов на территории Эстонии, в котором была применена планируемая застройка.
Однако это не уберегло город от мощнейшего пожара, случившегося в 1659 году. Слишком много до указа бургомистра было в Нарве возведено скученных деревянных строений. Практически все они полностью и выгорели, унеся с собой и многие каменные строения. Вне территории замка полностью после пожара сохранилось только три дома…
Подробнее о самом страшном пожаре в истории города, о том, как он был отстроен заново и развивался далее до конца XVII столетия, а также о том, с какими укреплениями город подошёл к военному противостоянию с русской армией Петра Великого, читайте в следующей публикации.
Комментарии
...Здесь вся земля пропитана кровью.
Отправить комментарий