Шведская Нарва XVI века: взятие города, переговоры на Плюссе и гибель Делагарди
Рассказом об успешном штурме Нарвы шведскими войсками под руководством Понтуса Делагарди в 1581 году, а также о том, когда, как и кем был оформлен её переход под юрисдикцию Швеции, автор портала Tribuna.ee Дмитрий Цехановский продолжает серию публикаций об этом населённом пункте из цикла "Города Эстонии".
Штурм Нарвы шведскими войсками 6 сентября 1581 года. Древняя гравюра. Источник: Wikipedia
В последней трети XVI века Нарва перешла к Швеции. Это произошло в ходе Ливонской войны, но не по конкретному мирному договору, а как результат череды военных и дипломатических контактов между Московским государством, Швецией и Речью Посполитой при разделе земель Ливонского ордена, завершившихся успешным штурмом города шведскими войсками в 1581 году.
После того как в мае 1558 года Нарва была взята войсками Ивана IV (Грозного), русские власти стали активно развивать здесь собственный порт для торговли с Европой. Сюда получили приглашение не только традиционные ганзейские купцы, но и представители других стран, прежде всего из Нидерландов и Англии (в том числе из созданной специально для торговли с Русью и через Русь Московской компании). Такое положение дел явно не устраивало Швецию, которая стремилась единолично контролировать торговые пути в этой части Балтийского моря.
О торговле в Нарве середины XVI века. Источник: книга А. В. Петрова «История Нарвы» (1901)
Об отношении Швеции к торговле через Нарву. Источник: книга А. В. Петрова «История Нарвы» (1901)
Боевые действия Ливонской войны в 1570-х годах постепенно стали ослаблять позиции Москвы. Теперь против Российского царства выступали как военные части, так и дипломаты сразу нескольких противников. Помимо Швеции, свои претензии на часть территории нынешней Эстонии заявляла и Речь Посполитая. Снабжать и оборонять столь далёкий от столицы форпост, как Нарва, к тому же в условиях регулярных рейдов шведских и польских войск становилось всё труднее.
В конце 1580 года шведским королём был назначен новый руководитель войск в регионе. Им стал уроженец французского города Каркасона Понтус Делагарди (1520–1585). После пленения в 1565 году, когда он воевал за Данию, Делагарди в чине fältöverste (примерно соответствует уровню современного командира полка или бригады) встал во главе армии, собранной на территории современной Финляндии. Под его командованием в дальнейшем проводились все операции в Ингерманландии. Именно Делагарди в этом регионе распределял задания между шведскими частями и наёмниками, а также определял направление атак и места создания оборонительных позиций.
К весне 1581 года Делагарди удалось завершить переправу своей армии по льду Финского залива, что позволило шведам, после взятия крепостей Везенберг (Раквере) и Тольсбург (Тоолсе), начать подготовку к штурму Нарвы. Однако понадобилось ещё почти полгода, чтобы подтянуть резервы и подготовиться к продолжению похода. Лишь к концу августа армия Делагарди, состоявшая более чем из 7000 шведов, финнов и наёмников, подошла к городу.
Карта раздела территории Ливонии в XVI веке. Источник: skaraborgarna.se
Состав шведской армии под Нарвой в сентябре 1581 года. Коллаж автора на основе skaraborgarna.se
По морю и реке Нарове на кораблях была подвезена осадная артиллерия, которая сыграла решающую роль при штурме. Это было быстрее и безопаснее, чем тащить её по болотистым дорогам Эстляндии.
После выгрузки самые мощные пушки (24 картауны) доставляли к позициям, расположившимся с трёх сторон от города, с помощью упряжек, в которых было от 20 до 24 лошадей. Именно их снарядами калибром около 200 миллиметров был нанесён максимальный ущерб стенам и зданиям Нарвы. Основная же часть более лёгких орудий (средних пушек и мортир) прибыла по суше вместе с войсками из Ревеля, Везенберга и Пярну.
Шведы бомбардировали город с использованием glowing bullets (разогретых снарядов), которые поджигали строения внутри крепости. Вскоре после начала обстрела в Нарве начались пожары, количество убитых и раненых быстро росло, но гарнизон выдержал около недели артобстрелов. (Из летописей)
Именно под Нарвой Делагарди впервые для Ливонской войны применил метод зигзагообразных траншей. Такая тактика позволила подойти очень близко к стенам при минимуме потерь среди атакующих. В дальнейшем такой подход к осаде был описан в военной литературе под названием «новинка из Ливонии».
Земляные работы длились трое суток, а затем, после отказа гарнизона капитулировать, Делагарди приказал начать штурм. Атакующим были обещаны 24 часа свободного грабежа при условии, что церкви и женщины останутся в неприкосновенности, — это внесло дополнительный фактор мотивации для войск.
О штурме Нарвы шведскими войсками в 1581 году. Источник: книга А. В. Петрова «История Нарвы» (1901)
Картауна — мощная осадная пушка, применявшиеся при штурме Нарвы в 1581 году. Стреляла ядрами весом до 52 фунтов ( около 23 кг). Обладала большим калибром ( примерно 8 дюймов около 200 мм), но была маломобильной. Для её перевозки требовалось от 20 до 24 лошадей. Источник: skaraborgarna.se
6 сентября (по старому стилю) после короткой осады город был взят штурмом. Погибло множество жителей и практически весь русский гарнизон. В исторических хрониках этот бой под Нарвой описывается как одно из самых кровавых событий Ливонской войны. По разным данным, количество только погибших с русской стороны составляло от трёх до семи тысяч человек. Потери же шведской стороны летописцами называются многократно меньшими — от 100 до 200 человек.
Польский правитель Стефан Баторий после успешного штурма Нарвы писал шведскому королю Иоанну III: «Ты воспользовался моими успехами и присоединил себе Нарву с другими городами немецкими». Ответ из Швеции звучал так: «Что приобретено кровью нашей, то наше. Вспомни, что вся Европа трепетала некогда от одного имени готов, от которых мы наследовали силу и мужество. Не боимся меча ни русского, ни седмиградского». (Из книги А. В. Петрова «История Нарвы», 1901).
В Нарву, как и в другие взятые в 1581 году армией Понтуса Делагарди города, был назначен комендант. Им стал Карл Гинриксен Горн. Сам же полководец получил от короля каменный дом в Нарве и огромную известность в Швеции, став основателем рода, который затем несколько веков был приближён к власти.
Положение русских войск в Ливонии с каждым днём становилось всё сложнее. Иван Грозный, дабы прекратить военные действия с Речью Посполитой, через посла Истому Шевригина связался с римским двором и просил папу Григория XIII «отвлечь польского короля от кровопролития с Россией». Из Рима был прислан послом иезуит Антоний Посевин, которому был дан наказ «помимо посредничества в переговорах польского короля с русским царём, всеми силами склонять Иоанна к католицизму».
В 1582 году у Запольского Яма был подписан мир между Россией и Польшей, по которому первая уступала второй все свои территории в Ливонии, а также города Полоцк и Велиж. Поляки же отказались от требования контрибуций, а также возвращали России Псков и расположенные рядом с ним города (Гдов, Великие Луки, Остров и др.).
После заключения мира с Польшей русские войска некоторое время продолжали наступление как в сторону Нарвы, так и к Финляндии. Были тогда у них и успехи: шведы потерпели поражение у села Лялицы, а на берегах Невы у крепости Орешек свои бои проиграл и Делагарди. И всё-таки истощённой долгим военным противостоянием России пришлось пойти на мирные переговоры.
26 мая 1583 года на берегу реки Плюссы, которая впадает в Нарову в семи километрах от Нарвы, состоялись переговоры. Россиян представляли князь Семён Лобанов, Игнатий Татищев и Иван Феофилактьев, а шведов — Понтус Делагарди, Клас Тотт и Стенбок. Итогом этой встречи стало перемирие на два месяца, которое затем было продлено до трёх лет.
Считается, что юридическое закрепление Нарвы за Швецией состоялось именно на Плюссе. Теперь город стал важным форпостом Швеции в Эстляндии. Номинальная граница с Российским царством проходила совсем неподалёку от него.
После смерти Ивана Грозного 28 марта 1584 года Понтус Делагарди, уже являвшийся шведским наместником в Эстляндии, связался с новгородским воеводой князем Василием Скопиным-Шуйским. Он хотел узнать, будут ли русские при новом царе присылать делегатов в Стокгольм для заключения «вечного мира со Швецией». В письме Делагарди представил шведского короля «князем ижорским и шелонской пятины в земле русской».
В ответ воевода Новгорода написал, что «в России не знают о князе шелонской пятины» и не намерены посылать делегатов в шведскую столицу, а ждут послов у себя. Ответ Делагарди был ещё жёстче: «Вы не забыли, думаю, сколько раз мои знамёна встречались с вашими и сколько раз вы склоняли их передо мной и спасались бегством».
Казалось, что война продолжится, но всё-таки, несмотря на столь обидную для обеих сторон переписку, 25 октября 1585 года шведские и русские делегаты вновь съехались на Плюссу. Стороны выставляли взаимоисключающие требования: шведы требовали Новгорода и Пскова, а русские настаивали на возвращении Эстляндии с её городами.
В летописях отмечается, что «прения были не менее бурны, чем в былое время». Делагарди на требование князя Шестунова о возвращении Ивангорода, Яма и Копорья заявил: «Где это слыхано, чтобы города отдавались даром? Так отдаются яблоки и груши, а не города».
Однако по итогам этой встречи было заключено очередное четырёхлетнее перемирие и принято решение вернуться к вопросу о «вечном мире» в 1586 году. Возвращаясь с переговоров по рекена подходе к Нарве Делагарди приказал салютовать из пушек на кораблях. При первом же залпе перегруженное выше нормы старое судно, на котором он плыл, потерпело крушение. Вместе с экипажем погиб и сам Понтус Делагарди. Так закончилась жизнь полководца, который сделал Нарву частью шведской империи.
Портрет Понтуса Делагарди на фоне стокгольмского дворца его рода, построенного сыном шведского полководца. Коллаж автора на основе Wikipedia
Версии гибели Делагарди под Нарвой. Источник: Источник: книга А. В. Петрова «История Нарвы» (1901) В истории же Нарвы началась новая страница, которая продлится более столетия — до начала XVIII века, когда она вернётся в состав Российского государства. Подробнее о шведском периоде в истории города читайте в следующей публикации.
Tribuna.ee
Комментарии
Когда-нибудь Нарва опять вернётся в родную гавань, в Россию!
Не хотят нарвитяне в Россию
Боже упаси от такой напасти!
Отправить комментарий