Министр иностранных дел Эстонии не советует президенту Кальюлайд ехать в Москву на 9 мая
Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу (Isamaa) настоятельно рекомендует президенту Эстонии Керсти Кальюлайд не ехать в Москву 9 мая, где пройдет парад в честь 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

Урмас Рейнсалу. Фото: Яарно Куусинен / офис премьер-министра Финляндии
Об этом он заявил в интервью ERR.
- Вы были или все еще остаетесь в списке так называемых "русофобов", которым запрещен въезд в Россию. По-прежнему ли Урмас Рейнсалу как министр иностранных дел Эстонии является персоной нон-грата в России?
- В 2015 году МИД Эстонии сообщил мне, что в ответ на создание черного списка Европейского союза ряд европейских политиков были включены в черный список в России. У меня нет информации о том, изменила ли Россия введенный в отношении меня запрет на въезд или нет.
- Предприняло ли Министерство иностранных дел Эстонии шаги по удалению вас из этого списка?
- Нет.
- Но ведь это мешает двусторонним отношениям, когда министр иностранных дел находится в черном списке.
- Я бы не сказал, что это как-то влияет на мою работу. Это вопрос о решениях и шагах России. Если Россию этот вопрос не беспокоит, то это и не является проблемой.
- Встречались ли вы за короткое время пребывания в своей должности с российским коллегой Сергеем Лавровым?
- Да, у нас была короткая вступительная встреча на встрече министров иностранных дел ОБСЕ в Словакии. Но это нельзя назвать двусторонней встречей.
- Как выглядела эта встреча? Вы встречались где-то в коридоре или в большом зале вместе с другими министрами иностранных дел? О чем вы говорили?
- Мы обменялись общими фразами вежливости. Эта короткая встреча не привела к каким-либо кардинальным изменениям в эстонско-российских отношениях. Если вас интересует конкретное место, то это было в вестибюле отеля. И еще одно место, где мы обменялись репликами, было на встрече министров иностранных дел Совета Европы в Хельсинки в мае.
- Генеральная Ассамблея ООН - это именно то место, где плохо ладящие друг с другом главы государств и министры иностранных дел все же встречаются. Так было и во время холодной войны. Вы просили встречи с Сергеем Лавровым в сентябре? Или российская сторона запросила встречу?
- ООН создавалась с той логикой, что все страны мира, особенно в вопросах безопасности, могут общаться друг с другом, даже если их ценности диаметрально различны. У меня было много встреч, особенно, если брать во внимание будущее членство в Совете Безопасности ООН. Если на прошлой Генеральной Ассамблее мы хотели встречаться с другими, то на этот раз прежде всего находящиеся в кризисных зонах страны, хотели встретиться с эстонской делегацией. Но я выразил готовность проводить, по крайней мере на официальном уровне, политические консультации со всеми постоянными членами Совета Безопасности ООН, включая Россию. И я сам выразил желание встретиться с министрами иностранных дел всех постоянных государств-членов, прежде чем занять временное место в Совете Безопасности. У меня была такая готовность в сентябре в Нью-Йорке. Подходящего времени для этого найдено не было, но встречи проходят как минимум на уровне чиновников.
- Является ли отсутствие этой нью-йоркской встречи признаком того, что мы не являемся приоритетом для России? Они просто не находят время для встречи с вами?
- Когда дело доходит до вопросов безопасности, то Эстония, безусловно, является приоритетом для России. На это можно ответить утвердительно. А с учетом рисков для безопасности, собственная модель поведения России снова очень важна для Эстонии. Однако в общих мировых отношениях эстонско-российские отношения не являются приоритетом для Москвы. Я думаю, что Россия относится к нам и другим государствам-членам Европейского союза и НАТО как к группе государств, разделяющих общие ценности.
- Я понимаю, что эти вещи трудно отделить. Но на мгновение давайте забудем об общем фоне, таком как ситуация на Украине, в Грузии, об агрессивном поведении России по отношению к соседям. Давайте просто поговорим о двусторонних отношениях: каковы их основные проблемы? Давайте не будем говорить, что у нас разные ценности и что мы не терпим поведения России в Крыму и на востоке Украины.
- Безопасность - главный тревожный факт для Эстонии. Когда мы говорим о шагах России в 2008 году, тогда наша безопасность определяется рисками, которые исходят с российской территории. Однако, что касается практического сотрудничества, то у соседних стран оно должно быть. Например, проводятся консульские консультации, люди путешествуют, есть сотрудничество в приграничных зонах, по вопросам, связанным с администрированием Чудского озера. У нас много общих интересов.
- Не следует ли убрать со стола некоторые из старых вещей, которые беспокоили две страны с тех пор, как Эстония восстановила свою независимость, например, требование ущерба от оккупации?
- Я считаю, что нет. В какой форме страна выражает свои претензии, зависит от нее. На вопрос, должны ли мы заниматься прошлой несправедливостью, нанесенным в прошлом ущербом, мой ответ утвердительный. Убийство в прошлом десятков тысяч людей, отрицание нашей государственности, систематический геноцид и нарушение наших основных прав не могут быть просто забыты. Как нельзя и забыть связанную с этим ответственность. Это также не соответствует принципу моральной легитимности.
- Если президент России Владимир Путин приедет в Тарту на Всемирный конгресс финно-угорских народов, и предположим, что он принесет извинения в аэропорту за все, что Советский Союз сделал эстонскому народу, то этого будет достаточно?
- В международном праве извинения также являются частью возмещения ущерба. В стратегическом смысле вопрос будущего эстонско-российских отношений - это признание оккупации. На данный момент это нереально, но мы говорим о будущем. Это важная основа для укрепления доверия и диалога в будущем. Но без сомнения, смотря в прошлое и глядя на реальность, на то, как Россия ведет себя со своими соседями, а Россия в момент, когда мы проводим это интервью, все еще нарушает Устав ООН, поэтому я не считаю признание оккупации реальным в данный момент.
- Ведется ли подготовка к визиту президента в Москву 9 мая - в день, когда Россия празднует победу над нацистской Германией?
- Если вам интересно, ведутся ли приготовления в Министерстве иностранных дел, то мой ответ нет. Давайте также посмотрим на принципиальные дебаты по истории, которые мы проводили в последние месяцы, например на то, как мы понимаем круглую годовщину повторной оккупации Эстонии, которую Россия отмечала как освобождение. И именно поэтому я крайне скептически отношусь к тому, что мы должны рассматривать этот визит на уровне главы государства, в случае, если это приглашение поступит. Мы должны смотреть на вещи в текущем пространстве. В прошлом такие решения на уровне глав государств были разными, и они также зависели от обстоятельств того времени. Безусловно, существует необходимость в очень тщательном анализе и оценке ситуации, следует заслушать мнения на государственном и парламентском уровнях. В конечном итоге это решение должен принять президент, но я бы относился к этому очень осторожно.
- Ваша четкая рекомендация - не ехать?
- Да.
Комментарии
Это , кто , политик??
Она временная , надо ехать , а ты постоянный ))))).
ПФФФ, кто-бы сомневался услышать другое от друга 20-й дивизии электриков.
Он походу пьет беспробудно
а когда просыпается ,то сам не понимает что говорит
Понапихали в правительство всяких уродов , советуют всякую хрень., Он случаем не наркоман ?
Мне жаль таких не радивых...Таких жизнь вылечат а народ ходит на БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК защитникам нашего отечества..А президент обязан как народ потребует и по совести ..
А мне жаль тех, кто на родном языке грамотно писать не умеет. Школу прогуливали или на уроках занимались "не радиво"
?
Так хотя бы проверку орфографии включите!
9 мая современным властям прибалтики делать нечего и не х...й их звать!!недобитки!!
Отправить комментарий