Как в Таллинне в 1960-х сказочно реконструировали антифеодальную коммуну
Сегодня мы расскажем о весьма необычном фильме-сказке, который, помимо прочего, стал и интересным экскурсом в средневековую историю. Хотя, конечно, многие другие сказки тоже часто служат своеобразными учебниками истории. Мы узнаём из них, например, о восточных богатырях и прекрасных царевнах или о западных рыцарях и дамах их сердец. Как они там жили-поживали, что ели-пили, во что одевались. Ели кашку, пили бражку, мёд-пиво или, к примеру, как у Владимира Семёновича, «портвея бадью». Кушали с золотых подносов (или деревянных оструганных кругляков, в зависимости от благосостояния) окорока диких вепрей, коих до этого жарили на вертелах. Намазывали на пышные караваи икру красную, чёрную и заморскую баклажанную. Носили кольчуги и кокошники или латы и многоступенчатые юбки на каркасах. Танцевали под гусли или лютни. Спали в теремах или замках. Ну и так далее. То бишь можно было сразу получить представление и о нравах, и о рецептах, и о тенденциях моды, и об архитектурных особенностях жилых и нежилых помещений…
Кадр из фильма "Город мастеров". @: "Беларусьфильм"
Но фильм-сказка «Город мастеров» стоит в этом ряду особняком. И не только потому, что он весьма оригинален по своему художественному решению. Но и по той причине , что в основе его лежат реальные факты борьбы западноевропейских вольных городов и их коммун с засильем феодалов. Чтобы полнее уяснить эту связь, ненадолго обратимся к отображённой в картине истории.
Тон в урбанизации времён раннего Средневековья задавала Германия. Именно здесь возникли города т. н. «римского корня»: Кёльн, Трир, Майнц, Страсбург и др. Позднее появились другие: Эрфурт, Магдебург, Франкфурт-на-Майне. Сведения об этих поселениях, которые располагались вблизи крепостей, относятся к 800 году. Третья группа, появившаяся позднее, в XI веке, — Брауншвейг, Нюрнберг и др. Четвёртая (XIII век) — Висмар, Росток и Штральзунд.
Тогда в Европе безраздельной была власть феодалов-латифундистов, привыкших властвовать лишь на том основании, что они владели землёй и всем, что на ней. Ведь даже свободно проехать по их территории было нельзя, они получали прибыль со всего. Даже со случайно упавших с торгового воза товаров, которые для возницы становились пропавшими. Посему неудивительно, что феодалы ненавидели вольные поселения и старались подчинить их себе. Но в ответ только ширились ремесленные коммуны, ставшие очагами антифеодального сопротивления. Со временем их борьба за получение статуса самоуправляющейся общины (communa — «община», лат.) приняла общеевропейский характер. И многие города получили привилегии, которых добивались.
Как отмечала историк Средневековья З. Келбелиева, наиболее полный комплекс таких привилегий включал в себя:
— самоуправление;
— правовую автономию;
— право распоряжаться налогами, собираемыми в городе;
— рыночное право, монополии в области торговли и ремёсел;
— право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе трёх миль вокруг городских стен);
— отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;
— подсудность собственному суду и подвластность собственной администрации.
В городских коммунах возникали республиканские формы правления, что было невиданным новшеством для феодального строя. В городе преобладал уклад простого товарного производства, развивались ремёсла, торговля, денежное обращение. Утверждалась общественная ценность мелкой и средней собственности, которая основывалась на личном труде жителей (ремесленников, рабочих, интеллектуальной, творческой, административной, обслуживающей прослоек и т. д.), а не на так называемом сеньориальном землевладении. Поощрялись разнообразие мнений и свободомыслие, создавался новый общественный тип — буржуа. И неудивительно, что сеньоры всеми способами старались их покорить — они чувствовали угрозу своему владычеству…
Именно такую коммуну в сказочном антураже и воссоздала в Таллинне в 1965 году съёмочная группа студии «Беларусьфильм». Здесь попутно отметим, что ничего удивительного в том, что она снимала в Эстонии, не было. В советские годы любая студия могла снимать на территории СССР где угодно, потому что бюджет у кинематографа был единым — государственным.
Кадр из фильма «Город мастеров». Съёмки в руинах монастыря святой Бригитты. @: «Беларусьфильм»
Итак, в Таллинне реконструировали вольный средневековый город, с красивейшим величественным замком, живописной рыночной площадью и уютными домами ремесленников, мастеровых, рабочих, музыкантов и художников. Сценарий был написан по мотивам пьесы драматурга Тамары Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах».
Жители Города мастеров вольно живут, работают и творят. Влюбляются, радостно улыбаются, тепло приветствуют друг друга… Но вдруг слышится пронзительный звук, и художник, рисующий красоту пейзажа на стене замка, падает замертво со стрелой в спине… Это означает, что свободе пришёл конец. Город захватывают войска злобного горбуна, рыцаря де Маликорна. Подлый деспот устанавливает в нём жестокую тиранию, наводняет шпионами, вербует доносчиков и намеревается жениться на первой красавице — утончённой золотошвейке Веронике. Однако метельщик Караколь, тоже горбун, но добрый и благородный, собирает униженных и оскорблённых «коммунаров» на битву с поработителями. Его отряду удаётся скрыться в лесу, чтобы потом дать решающий бой герцогу. В итоге злодей разбит, а Караколь, которому стрела попала в спину, чудесным образом остаётся в живых, и горб после его победы исчезает…
Картину создавал замечательный авторский коллектив. Сценарий написал знаменитый поэт, драматург и киносценарист Николай Эрдман, придумавший «Весёлых ребят» и «Волгу-Волгу». До «Города мастеров» у него в активе имелось две полнометражных игровых сказки — «Каин XVIII» и «Морозко», после — «Огонь, вода и медные трубы». А также — много сказок мультипликационных. Незаурядную режиссуру сделал Владимир Бычков («Мой папа — капитан», «Достояние республики», «Осенний подарок фей» и др.) Великолепна работа операторов Михаила Ардабьевского и Александра Княжинского и художника Александра Бойма. Благодаря ей Таллинн предстаёт во всей своей красе. Роли очень впечатляюще исполнили Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Савелий Крамаров, Зиновий Гердт, Леонид Каневский, Лев Лемке и другие известные артисты.
Кадр из фильма «Город мастеров». @: «Беларусьфильм»
Уникальна музыка Олега Каравайчука. Вообще Каравайчук являлся одним из самых загадочных музыкантов и композиторов советской эпохи. По воспоминаниям людей, знавших его, он был эпатажным и весьма экстравагантным. Например, исполнял свои произведения с наволочкой на лице. И вот как это пояснял: «Я легко играю, я виртуоз — сверх, а непринуждённость игры принимается людьми за высшую артистичность. Но я абсолютно безартистичен! Поэтому я надеваю на себя наволочку, чтобы внешний артистизм не соединяли с моей музыкой. Если у меня при этом будет открытое лицо, они мою мелодию по-другому воспримут. А мне важно, чтобы человек воспринимал не артиста, с гениальным артистизмом играющего гениально артистическую музыку, а чистые ноты…»
Думается, можно сказать, что и фильм «Город мастеров» стал такой «чистой нотой», надолго вошедшей в память нескольких поколений зрителей. Ведь недаром он получил положительные отзывы критики, призы и награды. Одна из них — премия за лучший фильм для детей и юношества на II Всесоюзном кинофестивале 1966 года в Киеве.
Вот что писал об этой работе кинокритик В. Орлов в журнале «Советский экран»: «Цвета, краски фильма великолепны, щедры, неожиданны. Но они нигде не переходят невидимой границы, на которой написано: «вкус». Да, вот где к месту несколько старомодное, но очень объёмное определение «пиршество красок».
А другой киновед, Д. Писаревский, дал такую оценку: «К успеху режиссёрского и изобразительного решения картины нужно добавить эмоциональность её музыки, отличные стихи С. Маршака».
И, конечно, красоту Таллинна.
Кадр из фильма «Город мастеров». @: «Беларусьфильм»
Игорь Круглов
Комментарии
Вот интересно: сейчас с усилением вспоминают средневековую Эстонию, говорят и пишут, как хорошо и интересно жили люди в то время, какие дома и города строили, Замки. А взять ту же Нарву: кто строил и жил в Замке, кто воздвигал все эти красивые дома, ,то находились в Старом городе? Эстонцы? Я слышал, что в Эстонии сами эстонцы были самым притесняемых народом. Жили по хуторам в хилых избушках. Или не так? Кто тут знаком с историей- отзовитесь! Кто же жил в Нарве? Да и в Таллинне.
Kaкакая разница кто? Марсиане!
Где вы такое читаете? Обычно пишут, как есть - дикая скученность, антисанитария, всякая инфекционка отсюда, а из лекарств - обычно только покаяние и молитвы, помои текут по мостовой по специальным канавкам в ближайший водоем. Оттуда же потом берут воду для питья и готовки, там же стирают белье (обычно два раза в год примерно). Бани есть, но церковь их не одобряет, типа соберутся там голые люди напьются и начинают непотребными вещами заниматься (видимо, священники по себе судили). В какой-то момент бани стало просто нечем топить - весь лес вокруг города сведен, а купить тоже негде, поскольку окрестные сеньоры тоже не дураки отдавать свои леса задешево.
Немецкие сказки вот почитать - постоянно там упоминается собирание т.н. "хвороста" и торговля им на рынке, то есть собирали сухие ветки в лесу, это было (обычно) можно делать бесплатно. За порубку одного (!!!) дерева сеньор, владелец леса, имел право казнить крестьянина или горожанина на месте.
Немецкие сказки про неземное счастье, испытанное главным героем, когда он в подарок получал целую новую рубаху, а до этого ходил в заплатках весь с ног до головы. Примерно двухмесячный средний заработок простого тогдашнего работяги или крестьянина, как-никак.
Отправить комментарий