Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе. История заблуждений.
Сегодня о книге «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе», выпущенной Агентством печати «Новости» (АПН) в 1968 году, знают разве что преданные поклонники творчества гениального датского карикатуриста, букинисты и ещё те, кому очень повезло получить этот раритет в наследство от родителей. Желая восполнить данный пробел, я решила подготовить большой материал об этом удивительном издании, которое, право слово, заслуживает подробного рассказа. Для удобства читателей и автора (рисунки, которые можно найти в интернете, в большинстве своём крайне плохо оцифрованы, и их приходится восстанавливать с помощью специальных программ) текст разделён на несколько частей: «История заблуждений», «Колыбель революций», «Москва златоглавая» и «Советские города и республики». Приятного чтения и просмотра!
Друг Советского Союза
Основой для будущей книги стал сборник карикатур и зарисовок с натуры, которые Херлуф Бидструп сделал во время своих поездок. Впервые он посетил в СССР в 1952 году. В отличие от подавляющего большинства иностранцев, ему были доступны не только открыточные виды Москвы и Ленинграда. Всего лишь по двум городам, служившим витриной советских достижений, невозможно было составить внятного впечатления о стране, поэтому Бидструп хотел увидеть как можно больше. Он успел побывать в Новосибирске, Волгограде, Прибалтике, Грузии, Азербайджане, Узбекистане и Киргизии.
О такой обширной географии путешествий любой другой гражданин капиталистической страны мог только мечтать. Но Бидструп находился на привилегированном положении — в газетах его называли другом СССР, а членство в коммунистической партии Дании не только растапливало сердца поклонников его блестящего творчества, но и распахивало перед художником многие двери.
«В 1917 году рабочие России навели у себя дома порядок. В феврале этого года был свергнут царский режим, а 7 ноября — капитализм. Родилось социалистическое государство, которое вышло из войны и предложило всем правительствам заключить справедливый мир. Ведь в это время бушевала Первая мировая война». (Херлуф Бидструп)«В 1917 году рабочие России навели у себя дома порядок. В феврале этого года был свергнут царский режим, а 7 ноября — капитализм. Родилось социалистическое государство, которое вышло из войны и предложило всем правительствам заключить справедливый мир. Ведь в это время бушевала Первая мировая война». (Херлуф Бидструп)
«Я не мог да и не пытался показать всё, что происходит в Советском Союзе, — написал в предисловии к изданию Херлуф Бидструп. — В этом альбоме собраны лишь мимолетные, подчас случайные впечатления, но они, мне кажется, могут быть интересными для тех, кто хочет больше узнать о первой в мире социалистической стране. Я надеюсь, что и для советских людей этот альбом представит определенный интерес. Я прошу советских друзей извинить меня, если мои зарисовки иногда выглядят несколько шаржированно. В этом повинна моя профессиональная болезнь, приобретенная за долгие годы работы в сатирическом жанре. Я далек от мысли обидеть советских людей. Я глубоко уважаю их и преклоняюсь перед ними больше, чем перед кем-либо. Они всего за 50 лет в сложнейших условиях, благодаря самоотверженному труду и героической борьбе, создали общество, которое до этого было утопией. Реальность этого общества имеет величайшее значение для сохранения мира во всем мире и для борьбы других народов за свободу и независимость».
«И хотя интервентам удалось захватить четыре пятых всей территории молодой республики, они в конечном итоге были разгромлены трудовым народом, защищавшим свою только что завоёванную свободу. Страна была очищена от врагов». (Херлуф Бидструп)«И хотя интервентам удалось захватить четыре пятых всей территории молодой республики, они в конечном итоге были разгромлены трудовым народом, защищавшим свою только что завоёванную свободу. Страна была очищена от врагов». (Херлуф Бидструп)
Когда рисунков накопилось достаточно для отдельного сборника, АПН выпустило книгу «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе» на нескольких языках, поскольку она предназначалась для распространения не только в СССР, но и дружественных социалистических странах.
«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» — таков был ленинский лозунг, который стал воплощаться в жизнь. Работа шла по пятилетним планам, и скоро уже советские люди могли пользоваться плодами мирного труда. (Херлуф Бидструп)«Коммунизм — это есть советская власть плюс электрификация всей страны» — таков был ленинский лозунг, который стал воплощаться в жизнь. Работа шла по пятилетним планам, и скоро уже советские люди могли пользоваться плодами мирного труда. (Херлуф Бидструп)
История заблуждений маленького человека
Альбом великолепной графики был издан в виде иллюстрированных путевых заметок. Рассказ о захватывающем путешествии вёлся от лица жителя небольшой западноевропейской страны, родившегося в 1917 году, когда шла к концу Первая мировая (сам Бидструп появился на свет пятью годами ранее). В том же году в России произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция.
С самого детства герой, который в книге не имеет имени и зовётся просто «Он»,воспитывался в атмосфере ненависти ко всему, что было связано с Советами. Газеты и журналы без устали твердили о том, как плохо и голодно живётся в самой большой стране мира, и какие ужасные, некрасивые, грубые, необразованные и жестокие там обитают люди.
«Он рос, играл с мальчишками в футбол и бил мячом оконные стёкла, и тогда его ругали: «Маленький большевик!» — написал датский карикатурист (здесь и далее курсивом даны выдержки из книги «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе» — прим. авт.). — Это было его первое знакомство с социализмом. Позже, в школе, учителя твердили ему постоянно о «красной опасности» и «коммунистическом варварском и кровавом режиме в России». Став солдатом, Он узнал, что если «русские варвары» нападут на его страну, ему положено быть готовым пожертвовать жизнью, защищая короля и Отечество».
Чем старше становился герой, тем больше негатива о Советах в него старались впихнуть СМИ. Он практически ежедневно читал в газетах, как в Советской России «угнетаются все нерусские народности, уничтожается культура и истребляются ученые» и верил статьям, как и другие жители его маленькой страны. Не мог не верить, потому что был ещё слишком молод, чтобы сомневаться и критически мыслить.
В радиопередачах он тоже постоянно слышал о том, что коммунисты — это настоящие антихристы, а вся партийная верхушка партии отличается жестокостью и напрочь лишена чувства юмора.
«Однажды Он проснулся и увидел, что страна его завоёвана. Но не русскими коммунистами, а немецкими фашистами. Они заявили, что пришли защитить его страну от «красной опасности». Пять проклятых лет изнывала страна под этой «защитой».
Когда гитлеровские войска были разгромлены русскими, герой ликовал и даже на время забыл о том кровожадном образе СССР, который с таким усердием лепила пропаганда.
Впрочем, это продолжалось недолго. Очень скоро о роли Советского Союза в освобождении Европы стали забывать, и наступил период «холодной войны». «Призрак коммунизма» был извлечён из пыльного чулана, и им вновь начали пугать доверчивых обывателей.
Газеты и радио, подхватив повестку, принялись за старое, с удвоенным усердием ругая и очерняя СССР. Словом, пропагандисты работали по проверенным временем безотказным лекалам. Ведь страх прекрасно держит людей в повиновении.
«Говорили, что русские грозят новой войной. Всех людей доброй воли, всех, кто боролся за мир, стали причислять к коммунистам, которые якобы хотят обезоружить свою страну, чтобы русским было легче её завоевать. И снова Он читал, что русские обезличены... что жизнь в Советском Союзе серая, жалкая и нищенская...что коммунисты притесняют науку, что свобода слова жестоко попрана... что Советский Союз — милитаристская страна, которая только и ждёт случая, чтобы напасть на беззащитных соседей».
Но к тому моменту герой уже был не маленьким ребёнком и не восторженным наивным юношей. Он стал взрослым семейным человеком и всё чаще начал задумываться о том, а настолько ли плох СССР, как его изображают в СМИ? Предложенная картинка слишком не вязалась в сознании с теми научными достижениями, которые демонстрировала страна, запустившая искусственный спутник Земли, а затем совершившая грандиозный прорыв, впервые отправив в космос человека.
Чтобы наконец-то побороть свой когнитивный диссонанс, герой решился узнать правду самостоятельно. Кульминацией его размышлений стала поездка в загадочную и пугающую страну. Он купил туристический тур, собрал чемодан и, попрощавшись с близкими, отправился в СССР, желая своими глазами увидеть, что на самом деле происходит на «железным» занавесом, какие люди там живут, чего они смогли добиться, во что верят и какое общество строят.
Колыбель трёх революций. Бидструп и его ленинградские зарисовки
Во второй части материала «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе» пойдёт речь о его знакомстве с Ленинградом, который называют колыбелью трёх революций. Везде, где оказывался датский карикатурист, он делал быстрые зарисовки с натуры и записывал собственные впечатления от увиденного. Школы, детские сады, заводы, музеи, театры, рестораны, рынки — его внимательный взор проникал повсюду и подмечал множество забавных и жизненных деталей, на которые особенно интересно взглянуть сейчас. В своей неподражаемой и лёгкой манере он точно и с мягким юмором запечатлевал моменты быта, труда и досуга советских людей, причём делал это непредвзято и без какой-либо лакировки действительности. Именно поэтому его работы представляют собой не только художественную, но и безусловную историческую ценность.
Круиз
Знакомство героя книги Херлуфа Бидструпа с Советским Союзом началось с путешествия на пассажирском теплоходе «Балтика», на котором гражданин «одной западноевропейской страны» отправился из Копенгагена в Ленинград. Его приятно поразил комфорт, которым мог наслаждаться каждый турист на борту круизного судна.
«Чайки сопровождают в пути «Балтику».«В противоположность женской половине пассажиров автомобили во время морского путешествия стыдливо прячут свои прелести». «Даже припекающее летнее солнце не заставило эту даму скинуть тёплый костюм. Она увлечена детективным романом, который бросает её в холодную дрожь».«Чайки сопровождают в пути «Балтику».
«В туристском классе путешествие не так уж и дорого, а отличное питание, которое входит в стоимость билета, — такое же, как у пассажиров первого класса, — писал Бидструп. — На палубе тоже нет никаких разделений по классам. Все пассажиры на равных правах борются за шезлонги».
В общем, туристы вели себя точно так же, как в любом круизе в любой стране мира. Они старались по максимуму насладиться погожими деньками, вволю надышаться свежим воздухом, красиво загореть, воздать должное мастерству шеф-повара в ресторане, а вечером потанцевать или завязать лёгкую интрижку в баре под бокал алкогольного коктейля.
«После сытного обеда хорошо и вздремнуть в шезлонге. Летние брюки засучены выше колен, а глаза защищены от отвлекающих внимание красавиц».
В салонах и барах до поздней ночи шли беседы и споры на датском, норвежском, шведском, финском, немецком, английском, французском и русском языках. Люди из разных стран наслаждались приятным путешествием, комфортом и обществом друг друга. Между туристами завязывались приятельские и романтические отношения, и никто не вспоминал ни о «железном занавесе», ни о «холодной войне».
Город трёх революций
Когда круизный теплоход пришвартовался в ленинградском порту, героя книги одновременно с предвкушением новых впечатлений охватило нешуточное беспокойство: не придётся ли голодать в советской стране? Не сошлют ли его за какую-нибудь случайную провинность в Сибирь, где много снега и диких медведей?
Всё-таки избавиться от стереотипов, которые с самого детства вдалбливала в голову пропаганда, ему оказалось очень сложно. Страхи вообще живучи, а неизвестность в паре с тревожностью может любого лишить самообладания.
Но путешественник сошёл на берег и очень скоро понял, что его никто не собирается морить голодом и уж тем более арестовывать. Вокруг был шум большого и современного города. Праздные туристы глазели на многочисленные достопримечательности, а ленинградцы, привыкшие к толпам приезжих, спешили по своим делам. Играющие на детских площадках здоровые румяные ребятишки совсем не были похожи на страдающих недоеданием и рахитом доходяг, о которых он читал в СМИ.
Ребятишки не только играют на площадках, но и охотно посещают музеи, им рассказывают про вымерших чудовищ..
Ленинград превзошёл все самые смелые ожидания героя. Старинные здания, широкие проспекты, закованная в гранит набережная, немыслимое количество архитектурных шедевров, дворцы, музеи, театры, памятники, мосты… Помилуйте, неужели об этом величественном городе, который мог легко дать фору европейским столицам, он читал и слышал такое, что волосы вставали от ужаса дыбом и начинали шевелиться?!
«107-метровый Исаакиевский собор, в котором давно уже не служат молебны, открыт для посетителей. Здесь под куполом подвешен маятник, который еще раз убеждает в том, что Земля вертится».
Но в облике города оставила свои отметины блокада. Наш путешественник то тут, то там встречал знаки прошедшей войны, развязанной той же самой европейской страной, под оккупацией которой его родная Дания провела пять долгих лет.
«На Пискарёвском кладбище сооружён монумент в честь героических защитников Ленинграда. Здесь покоится более 600 000 погибших. Перенося невероятные муки, страдая от бомбардировок, артиллерийских обстрелов и голода, ленинградцы выдержали осаду своего города, окружённого гитлеровскими войсками. Вряд ли найдётся хоть одна ленинградская семья, которая бы не потеряла в эту войну родных и близких».
На фоне тяжёлого и драматического прошлого ещё более удивительными казались темпы развития города и его способность, подобно мифическому фениксу, восставать из пепла. В Ленинграде вовсю работала промышленность, и Бидструп показал несколько зарисовок, сделанных им на заводе «Электросила», где трудилось 12 тысяч человек и производилось новейшее оборудование для советских гидроэлектростанций — в том числе и для крупнейшей в мире Братской ГЭС.
Художник особо подчеркнул, что ленинградцы умеют не только работать, но и хорошо отдыхать. И для этого в городе созданы все условия. Люди вели насыщенную культурную жизнь: ходили в кинотеатры, в музеи, на выставки и концерты.
В выходные дни городские каналы становились излюбленным местом для заядлых рыбаков, каждый из которых мечтал о большом улове.
При этом все развлечения были финансово доступны для каждого человека, а то и вовсе бесплатны. При школах и дворцах пионеров для детей были организованы различные кружки, где они могли найти себе занятие по душе. Аналогично государство заботилось и о взрослых гражданах, предоставляя им возможность проводить свободное время с пользой для ума и тела.
«В новом спортивном дворце юные фигуристы вычерчивают восьмерки на искусственном льду».«В новом спортивном дворце юные фигуристы вычерчивают восьмерки на искусственном льду».
«В том, что у ленинградцев весёлый нрав, что они обладают неистощимым чувством юмора, можно убедиться, побывав на спектакле с участием Аркадия Райкина. Это один из популярнейших советских актеров. Молниеносно перевоплощаясь и изображая различные типажи, он с беспощадной сатирой высмеивает всё то, что мешает прогрессу и гуманности. В отличие от модернистских писателей, которые часто используют слова, чтобы скрыть за ними смысл, этот художник выражает свою мысль так ясно, что его легко понимает даже иностранец».
Неизгладимое впечатление на Херлуфа Бидструпа произвели Зимний дворец и Эрмитаж. Люди, приехавшие в культурную столицу со всех концов Советского Союза и из-за рубежа, тысячами стремились попасть в заветные залы, чтобы увидеть богатейшую коллекцию шедевров мирового искусства.
«Здесь можно увидеть египетское и ассирийское древнее искусство, античные вазы и скульптуры, насладиться бесценным собранием картин европейских живописцев — от Леонардо да Винчи, Рубенса и Рембрандта до Сезанна и Пикассо».
Комментарии
Газеты и радио, подхватив повестку, принялись за старое, с удвоенным усердием ругая и очерняя СССР. Словом, пропагандисты работали по проверенным временем безотказным лекалам. Ведь страх прекрасно держит людей в повиновении.
Ничего не изменилось, только теперь вместо слова СССР - Россия
Отправить комментарий