Судья не выдержала и прервала последнее слово Айво Петерсона, которое длилось более двух часов
В пятницу вечером в зале Харьюского уездного суда произошёл редкий случай: председательствующая судья Катрин Микенберг была вынуждена вмешаться и остановить речь Айво Петерсона, обвиняемого в государственной измене. Его последнее слово, начавшееся вечером, к моменту прерывания длилось уже два часа и пятнадцать минут. Петерсон, не сворачивая с темы, критиковал предъявленное ему обвинение, настаивая, что оно не подкреплено убедительными доказательствами.
Айво Петерсон в зале Харьюского уездного суда, 22 мая 2025 года. Фото: Ольга Цветкова
В своём выступлении Петерсон акцентировал внимание на том, что обвинение, по его мнению, построено на пустых формулировках: «у нас есть основания полагать», «это правдоподобно», «основано на личном убеждении». Он утверждал, что подобные высказывания нельзя воспринимать как реальные доказательства. Также он попытался дистанцироваться от других обвиняемых — Андрея Андронова и Дмитрия Роотси. По его словам, с Роотси он пересекался лишь в течение нескольких месяцев, когда тот активно участвовал в деятельности движения Koos, а с Андроновым общался во время поездки в зону конфликта на Донбассе.
«Я предал не страну, а войну»
В эмоциональной части выступления Петерсон заявил, что считает себя настоящим патриотом и что он никогда не предавал Эстонию. При этом он признал, что предал «войну» и тех, кто, по его словам, «зарабатывает на её продолжении». Он добавил, что ещё три года назад предсказывал: текущий вооружённый конфликт не принесёт победы ни одной из сторон.
Судья назначила продолжение заседания
Когда его выступление достигло отметки в два часа с четвертью, судья Микенберг прервала его и поинтересовалась, сколько времени ему ещё потребуется. Петерсон ответил, что планирует говорить ещё час или полтора. Судья отложила слушание до 13 июня, чтобы дать возможность завершить выступление и ему, и другим обвиняемым — Андронову и Роотси.
Суть обвинений и позиция прокуратуры
Прокуратура обвиняет Айво Петерсона и Дмитрия Роотси, являющихся гражданами Эстонии, в государственной измене. Андрей Андронов, гражданин России, обвиняется в действиях против Эстонской Республики, хотя и ненасильственного характера. Согласно версии обвинения, с октября 2022 года до марта 2023 года Петерсон и Роотси действовали по инструкциям из России, способствуя пропаганде и влиянию в интересах российских властей.
В частности, речь идёт о создании политического объединения в Эстонии, которое распространяло выгодные для России нарративы. Прокуратура считает, что через такую кампанию влияния создавались условия для дестабилизации внутренней политики страны и воздействия на внешнеполитические решения.
Прокурор Трийну Олев-Аас в своей речи также отметила, что Петерсон не только продвигал движение Koos, но и работал над формированием отряда гражданской обороны. По её словам, он искал людей, скептически настроенных к государству, обладающих оружейными лицензиями. Целью, как утверждает прокуратура, было создание подразделения по образцу тех, что действуют на Донбассе, прикрываясь гуманитарной деятельностью, но по сути выполняющих задачи в интересах России.
Роль Андронова и Роотси
Андронова обвиняют в содействии организации поездки Петерсона на оккупированные Россией территории Украины, а также в организации его появления на российских телеканалах с пророссийскими заявлениями. Что касается Роотси, то он, как утверждается, вышел на контакт с представителями российских спецслужб — Русланом Крыловым и Владимиром Михайловым — и участвовал в обсуждении финансирования движения Koos.
Прокуратура настаивает на суровом наказании. Для Петерсона прокурор Олев-Аас запросила 17 лет лишения свободы. В случае признания вины по статье о государственной измене возможно назначение и пожизненного заключения.
Суд над Петерсоном — вопросы к обоснованности обвинений
Пишет Илья Масляков: Вчера, 22 мая 2025 года, мне и моим коллегам довелось побывать в Харьюском суде Таллина на ул. Лубья 4. «Что же там происходило?» — спросите вы. А происходило там следующее действо. В ходе очередного судебного заседания по уголовному производству, в котором Айво Петерсона и Дмитрия Роотси, как граждан Эстонской Республики, обвиняют в измене родине, а гражданина Российской Федерации с постоянным видом на жительство, Андрея Андронова, обвиняют в ненасильственных действиях против ЭР… Прокурор, она же государственный обвинитель на процессе, выступила с обвинительной речью и запросила после своего выступления: 17 лет содержания под стражей для Айво Петерсона, 13 лет — для Дмитрия Роотси и 11 лет — для Андрея Андронова… Но обо всём по порядку.
Начну с того, что для такого громкого и резонансного дела был выбран самый маленький зал, видимо, чтобы не смогли присутствовать все желающие посмотреть на более чем двухлетнюю работу государственной прокуратуры Эстонии заинтересованные люди. Несколько человек, соответственно, не смогли попасть на процесс. Разумеется, была ангажированная и пристрастная журналистская братия, которая для своих статей выщипывала самые нелицеприятные для подсудимых моменты из речи прокурора. Самый, видимо, странный из них: «мы продадим Эстонию, за дорого». Звучит очень паршиво, но, разумеется, выдернуто из контекста. Как позднее выяснилось из выступления адвоката, речь шла о других вещах, была неразборчива и непригодна к прослушиванию, а разговор происходил о возможности открытия производства водорода и последующей его продаже на рынках Европы. Это только одна ремарка о том, что читать и верить всему, что пишут наши СМИ, а тем более довольствоваться только заголовками статей, пробегая их по диагонали, не стоит.
Прокурор, которая занималась данным делом с самого начала его производства, совершенно была не готова к обвинительному заключению. Переливая из пустого в порожнее несколько часов своей речи, она так и не смогла привести ни одного доказательства предательства своей страны со стороны Айво Петерсона и других подсудимых. А постоянные утвердительные отступления после каждого бездоказательного посыла в виде словосочетаний: «В ходе расследования доказано. Доказано следствием. Неопровержимые доказательства дают основания…» говорили о том, что на самом деле, как ты не наполняй дело воздушными пузырями, оно от этого весомее не станет, но станет толще и превратится в пятнадцать томов пустоты.
Прокурор пыталась навязать суду своё мнение, перечисляя массу фамилий российских партийных и государственных функционеров, связанных с различными службами разведки, контрразведки, близкими к Кремлю и прочее, и прочее, но ни разу не указала на конкретные факты того, что Айво Петерсон получал от них инструкции, средства, наставления, говорящие о том, что он должен действовать в интересах России против, соответственно, независимости и конституционного строя Эстонской Республики. Звучало, видимо, очень солидно, но эти же лица постоянно занимаются отправкой на Донбасс журналистов, блогеров, корреспондентов, съёмочные группы разных стран и разных информагентств, в том числе и эстонских. Это совсем не значит, что все, кто побывал с восточной стороны фронта, разделяют нарративы России. На самом деле эти люди просто показывают события с другой стороны и никого ни за что не агитировали. Кем являются люди, организовывающие эти поездки, никто до судебного процесса не знал и не обязан был знать, т.к. на момент поездки не было даже никаких письменных рекомендаций от наших компетентных органов. Они появились значительно позднее. Прокурор совершенно забыла такие постулаты демократии, как свобода слова, свобода волеизъявления, свобода передвижения, свобода мысли (хотя пыталась ввести в юриспруденцию такие термины, как «российские нарративы», «ненасильственная поддержка», «мыслепреступление»… это всё было похоже на повествование из книги Джорджа Оруэлла — «1984»). То есть мыслепреступление в её воспалённом мозгу превращалось в реальные статьи и параграфы Пенитенциарного кодекса Эстонии. На эти несуразные посылы ей указала адвокат обвиняемого Айво Петерсона.
Мне, как неоднократно присутствующему на заседаниях данного процесса зрителю, после речи прокурора и ответа адвоката было понятно, что при отсутствии реальной доказательной базы в виде вещественных, материальных моментов, прокурор специально требует невероятные по времени сроки лишения свободы. Видимо, рассчитывая на то, что даже исходя из того, что суд скостит определённый временной процент, останется всё же немалый реальный срок. Как говорится, чтобы получить нужное, надо запрашивать больше. Кроме того, было понятно, что Государственная прокуратура Эстонии выполняет именно заказ своего работодателя, т.е. государства. После более чем двух лет нахождения под стражей государство не может само себя высечь и пойти на соглашение с требованием адвоката — полностью оправдать обвиняемого Петерсона в связи с отсутствием в его (и других участников процесса) действиях состава преступления! В таком случае всем будет понятно, что в течение двух лет большая часть правоохранительного ведомства высасывала из пальца обвинительное заключение и тратила государственные средства на фейк, нужный конкретным политическим силам. Кроме того, придётся государству выплатить компенсации обвиняемым, проведшим за решёткой годы своей жизни, только потому, что их мысли и те самые нарративы были отличны от нарративов конкретных политиков. Не забываем, что Айво Петерсон, как политик, однозначно проходил в парламент республики (но голоса были украдены), а в парламенте он бы не молчал.
Удивляли такие аргументы следствия, как, например, желание предпринимателя Дмитрия Роотси, который занимается наукоёмким производством, открыть в Эстонии завод по производству водорода, т.е. создать рабочие места, трудоустроить жителей Эстонии, где безработица самая большая в странах ЕС. Т.е., как всегда, прокурор перепутала политику и экономику. Сколько возможностей для развития нашей страны потеряно в связи с глупейшим решением политиков умереть вместе с воюющей Украиной, но не дать возможности развиваться собственному бизнесу совместно с Россией. Уже во многих странах пришли к выводу, что кроме России никто не сможет вытащить экономику стран ЕС из страшной долговой ямы. Даже США, которую точно не заподозрить в пророссийскости, прямо указывает странам ЕС, что их спасение — в налаживании связей с Россией. Но, видимо, пока не закроется последнее производство, политики этого не поймут. Либо пока предприниматели не укажут на это лично руководству своих стран.
За что в таком случае судят Айво, Дмитрия и Андрея? За желание жить в мире, не ждать гробов с фронта, работать на благо своих стран и народов? Давайте судить Трампа, ибо он, как некоторые уверяют, следует нарративам Кремля. Или всё-таки за нарративы, интересы, мысли, высказывания судить нельзя, а следует вести диалог.
Сегодня будет выступать адвокат Дмитрия Роотси, Садеков… а также адвокат (простите, не помню фамилию, совсем новый на процессе) Андрея Андронова, а также обвиняемые с последним словом. К моему сожалению, я сегодня не смогу присутствовать на процессе… Всё будет зависеть от непредвзятости и честности суда. В конце концов, есть ещё высшие инстанции в нашей стране, суд ЕСПЧ и ООН.
Комментарии
Памперсы в таких случаях надо одевать , чтобы до конца выдерживать .
Одолжи им, у тебя же много
да-да, Оруэлл волчком вертится в гробу от того, что творится в Эстонии.
Ничего, всё воздастся.
А что творится? Всё нормально.
ну ты судя по твоему коменту по русски то говоришь, будь готов скоро одеть знак отличия, как на евреев когда-то одевали. А не захочешь одевать - тебя правительство быстренько спишет/отправит в исправительные колонии/посадит итд.. (нужно сам подчеркнёшь)
Когда будет суд над КаКа?
мне другое интересно: кто вот эти три дегенерата, у которых рука не дргонула поставить 3 минуса комментарию.
Это значит, что они не согласны с тем, что каку надо судить. Это вообще каким образом? Железная леди-мужик с протухшими яйцами угробила за 1.5 года всю экономику страны, а эти дебильчики против суда над ней. Вы кто такие? Не семейка виртуальных николасов с фб, которых и в реальности то не существует?
Будет Суд, однозначно...как скоротечна жизнь земная...
А , что , теперь невиновных в Эстонии судят ?
highly likely — «с высокой вероятностью», - британская методичка в действии!

Подлое, омерзительное судилище!
И это только начало.
P.S А прелюдией было "безобидное" уничтожения промышленных предприятий, теперь же истребляем всё и людей в том числе!
Не воспринимал этого популиста всерьез, но два года в застенках без суда и не сломали - как личность вызывает уважение.
И наверно он настолько опасен для судилища, что даже наручники не сняли. Позорище.
Не вижу отряд из пару десятков добровольцев кого он убедил присоединиться к насильственному захвату власти. Судебное шоу какое-то сиротливо убогое.
Докатились, человека судят за призывы: - давайте жить дружно.
Осталось реально в феодализм скатиться, тем более, что все предпосылки к этому есть: Наследственная власть семейств Калласов и пр, репрессивный аппарат для которого страшнее высказывание своего мнения и критики в сторону власти, чем убийства и мошенничество. Распределение должностей среди "своих". Любимое занятие власти это разврат и война, деньги на которые в три шкуры дерут с людей. Не хватает для полного комплекта рабства и крепостных, но и в этом направлении движемся - ограничение прав выбора.
Это ему и за Крым дают!? Интересно... А я тоже там побывал и чо ?
И как видите вам ничего. Потому что дело не в посещении оккупированных территорий. Обвинение совсем не про это.
Ну да, обвинение в том, что он пообщался с людьми, которые по данным разведки оказались связаны со спецслужбами РФ.
Только в чём его вина, если он сам не из разведки, и не в курсе этих данных?
Свободу политическому деятелю Айво Петерсону!
Статья 58 УК РСФСР 1937 года — это часть уголовного кодекса, введённая для борьбы с "контрреволюционной деятельностью". Она стала основой для массовых репрессий в период сталинского террора.
Вкратце:
Статья 58 включала множество пунктов (с 58-1 по 58-14), каждый из которых описывал разные виды "контрреволюционных преступлений".
Под неё подпадали действия как настоящих противников режима, так и абсолютно невиновных людей.
Наказания варьировались от лишения свободы до расстрела.
Примеры "преступлений": шпионаж, саботаж, агитация против власти, сокрытие "врагов народа", попытки бегства за границу и др.
Широко применялась во время Большого террора (1937–1938 гг.) и использовалась для устранения реальных и мнимых врагов советской власти.
Фактически, статья 58 стала орудием политических репрессий.
странно, что человеку не назначили дурку. Такую ахинею нёс всегда. Всегда удивлялся, что у него был электорат
И тебя, тоже вылечат
Он умеет говорить, но по сути всегда нес чушь. Он любит внимание
Все уже поняли , что там куда нас ведут ничего хорошего нас не ждет.
Эстонцы готовы себе уши отморозить , назло несуществующему врагу .
ТЕСТ ОТ ИИ НА НАЛИЧИЕ АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ В СТАТЬЕ ИЛЬИ МАСЛЯКОВА:
Эмоционально-оценочная лексика. «воспалённый мозг», «пустота», «глупейшее решение политиков», «ангажированная и пристрастная журналистская братия». Такие эпитеты не добавляют фактов, но усиливают эмоциональную реакцию читателя.
Чёткое противопоставление «своих» и «чужих». Автор разделяет участников процесса на «государственные структуры / ангажированных СМИ» и «подсудимых / “мы”», подчёркивая моральное превосходство последней группы.
Дискредитация альтернативных источников «Читать и верить всему, что пишут наши СМИ… не стоит» — приём “предварительной дисквалификации” всех чужих сведений, кроме позиции автора.
Ссылка на заговор или тайный заказ. «Государственная прокуратура Эстонии выполняет заказ своего работодателя…» — утверждение о скоординированной политической расправе без приведённых документальных доказательств.
Избирательный подбор фактов / отсутствие контраргументов. Детали, подтверждающие версию обвинения, почти не приводятся; вместо них — утверждения «доказательств нет», притом что материалы дела остаются закрытыми.
Риторические вопросы и гиперболы. «Давайте судить Трампа…», «мы продадим Эстонию, за дорого» — приёмы, усиливающие воздействие, но не добавляющие новых данных.
Апелляция к страху и социальным тревогам. Упоминания безработицы, «самой большой в ЕС», и тезис, что «без России ЕС не вытащит экономику» создают образ надвигающегося кризиса, который “могут предотвратить” герои статьи.
Недоказанные категоричные выводы. «Голоса были украдены», «правоохранительное ведомство высасывало из пальца обвинение» — звучат как факты, но не сопровождаются ссылками на решения судов, документы или независимые расследования.
Итог
Текст явно не нейтрален: он строится на одностороннем изложении, активной эмоциональной окраске и частом использовании логических скачков. Всё это характерно для пропагандистских материалов, цель которых — не столько информировать, сколько сформировать у читателя определённое отношение к процессу, обвиняемым и эстонским властям.
Это не означает, что автор обязательно лжёт — возможно, часть утверждений верна. Но по совокупности признаков перед нами скорее агитационная колонка/публицистика, чем беспристрастный отчёт.
На заднем плане высокоителектуальный чел. на таких держится демократия Эстонии.
Тоже, ранее, не воспринимал Айво всеръёз. Приятно разочарован. Человек борется за свои убеждения.
Да расстреляйте вы его уже, да успокойтесь!
Ежу понятно уже, что этой слабой, насквозь прогнившей власти, нужны сакральные жертвы, чтобы показать свою значимость. Дескать глядите, мы ещё большие и страшные и что-то можем. Но вам не удастся уже нас запугать!
Петерсон всегда был не особо и пустобрехом, еще когда когда работал в недвижимости. Добрехался. Наверное кайфует и мнит себя народным героем
Не особенно умным, что сейчас и наблюдаем
Если правда, что товарищ Петерсон обратился к сотруднику ГРУ за помощью в создании вооруженного формирования на случай "вакуума власти" (читай - российское вторжение в Эстонию), то пусть не 17, но 15 он вполне заслужил. Если обращение к сотруднику ГРУ РФ доказано.
В противном случае, какой захват власти? Захват власти в кочующем цирке, когда бородатую бабу-карлика заменит бравый клоун Айво? Это уголовно не наказуемо. Пусть клоуны друг с другом разбираются. Пусть битвой подушками судьбу цирка решают.
Отправить комментарий