Поход: как в Эстонии болота восстанавливают
Наверное, у нас нет ни одного человека, который был бы равнодушен к природе. Достаточно посмотреть на обилие материалов в прессе, на ТВ или в соцсетях, и становится очевидно, что эта тема — одна из самых животрепещущих. Любителям природы интересно, например, где и когда собирать грибы и ягоды, куда отправиться в лес, чтобы отдохнуть, где можно разводить костры, куда отправиться в поход, пишет гид-природовед Олег Цымбаревич.
Болото Висья, на котором проводятся работы по восстановлению водного режима. Фото Олега Цымбаревича.
Часто у вернувшихся из леса возникают разные дополнительные вопросы, на которые трудно ответить, не побывав на месте и не пообщавшись непосредственно со специалистами, а живое общение, конечно, невозможно полностью заменить никакими буквами, цифрами и диаграммами. Именно поэтому по случаю Дня природы Эстонии Центр управления государственными лесами (RMK) и организовал в период с 12 по 20 августа более 40 походов, познакомивших всех желающих с красивыми местами и природными ценностями Эстонии, где на многие вопросы можно было получить исчерпывающие ответы.
У меня тоже время от времени возникают разные вопросы о природе, ответы на которые хочется услышать напрямую от специалиста. И, воспользовавшись таким удобным случаем, я отправился в один из походов, чтобы на этот раз узнать, с какой целью в некоторых местах Эстонии идут работы по восстановлению болот.
О специфике работ по восстановлению двух низинных и родниковых болот Висья и Юбина, которые находятся в ландшафтном заповеднике Набала-Тухала, рассказывала специалист RMK по охране природы Трийн Леэтмаа.
Рассказывает специалист RMK по охране природы Трийн Леэтмаа. Фото Олега Цымбаревича
Люди начали осушать болота на территории Эстонии уже столетия назад, чтобы добывать там торф на топливо, а также для расширения площади сельскохозяйственных угодий.
В те времена объёмы осушения были незначительными и не особенно влияли на водный режим болот, но с развитием техники и увеличением потребностей в сельхозяйственных землях к 80-м годам прошлого века работы по мелиорации затронули уже почти 70% заболоченных территорий Эстонии, в связи с чем естественное отложение торфа на осушенных землях замедлилось или совсем остановилось.
Болота перестали связывать углерод, который в процессе разложения (минерализации) торфа стал всё больше выбрасываться в атмосферу. Это привело к серьёзным отрицательным изменениям в жизни различных болотных сообществ и обитающих там видов, в том числе и охраняемых.
Такие таблички в лесу или вблизи болот предупреждают о том, что тут идёт восстановление болот. Фото Олега Цымбаревича
Добираться до болота Юбина пришлось пешком по старой грунтовой дороге около километра. Кажется, что лес с обеих сторон от дороги здесь был всегда, однако ещё пятьдесят лет назад это были в основном болотистые места.
Фото Олега Цымбаревича
Прогуляться в хорошую погоду на природе всегда заманчиво — это и свежий лесной воздух, и положительные эмоции, а по пути обязательно встретится что-то интересное. Уже на дороге к болоту можно было полюбоваться растущими вдоль обочины цветами и травами, обычно предпочитающими сырые места, — это напоминание о том, что когда-то на месте леса было болото.
Дербенник иволистный — лекарственное растение, в старину настой его корня использовали как мочегонное средство, при лечении головных болей, простуд, при укусах змей. В растении содержатся дубильные вещества, поэтому его применяли, например, для пропитки рыболовных сетей и окрашивания тканей в коричневый цвет.
Дербенник иволистный, или плакун-трава (Lythrum salicaria), по-эстонски — kukesaba. Фото Олега Цымбаревича
Цветёт в августе и повстречавшийся нам по дороге сивец луговой — лекарственное растение, которым в старину лечились от желудочных и зубных болей. А ещё предания рассказывают, что если мешочек с корнем сивца положить под обеденный стол, то едоки скоро рассорятся. Но мы ссориться не хотим, а просто полюбуемся цветком и порадуемся встрече с ним.
Сивец луговой (Succisa pratensis), по-эстонски — peetrileht. Фото Олега Цымбаревича
Ну вот мы и на болоте. Ещё в 30-е — 40-е годы прошлого века эта местность от Висья до Юбина была единой болотной территорией площадью более 3000 гектаров. В период активной мелиорации с 1970 по 1980 гг. здесь была построена обширная сеть дренажных канав, а большую часть болот засадили лесом, для чего по осушаемым землям прокладывали борозды, по которым отводилась вода, а на их боковых гребнях сажали ели.
В настоящее время из болот Висья и Убина в относительно хорошем естественном состоянии осталось лишь около семи гектаров.
На бывшем болоте Юбина идёт процесс восстановления водного режима — эти насыпные холмы преграждают путь воде, не давая ей уходить с территории болота. Фото Олега Цымбаревича
Для того, чтобы остановить процессы деградации болота, прежде всего были перекрыты осушительные канавы, после чего вода вновь стала скапливаться, началось восстановление естественного водного режима.
Теперь здесь будет постепенно восстанавливаться болотная растительность и снова начнёт образовываться торфяной покров.
Процесс восстановления болота начался с перекрытия водоотводных канав, вырубки деревьев и кустарников и выравнивания рельефа. Фото Олега Цымбаревича
Для восстановления водного режима, кроме перекрытия дренажных канав, необходимо также провести вырубку молодых деревьев и кустарников и выровнять борозды и гряды, на которых они росли, чтобы здесь снова появились условия для заболачивания.
Вырубка деревьев на территории восстанавливаемых болот особождает от излишнего затенения и меняет режим питания болотной растительности, кроме того, помогает снизить испарение воды.
По той части болота, где были распаханы борозды для удаления излишней воды и высажены деревья, пройти сейчас непросто. Фото Олега Цымбаревича
Болото — это особая среда, где обитают различные виды растений и животных, для многих из которых уменьшение площади, занимаемой болотами, становится критическим фактором для выживания.
Меняется среда — уходят животные, гибнут обитающие только здесь растения и насекомые, для которых болото было комфортным для жизни местом.
Следы кабанов на болоте. Фото Олега Цымбаревича
К счастью, многие виды, характерные для болот Висья и Юбина, пока ещё здесь встречаются.
Например, в августе цветёт на болотах белозор болотный: этот цветок с лёгким медовым ароматом можно встретить только на сырых, болотистых почвах, поэтому увидеть белозор и почувствовать его сладковатый запах удастся только тем, кто в августе посетит болота. Так что нам повезло вдвойне — удалось рассмотреть необычное строение цветка белозора и вдохнуть его приятный аромат.
Белозор болотный — лекарственное растение, его применяют, например, при сердечно-сосудистых заболеваниях, лечат неврозы и ревматизмы.
Белозор болотный (Parnassia palustris), по-эстонски — harilik ädalalill. Фото Олега Цымбаревича
Посчастливилось нам в этот раз повстречаться на болоте и с довольно редким цветком-эндемиком, растущим только у нас в Эстонии и на юге Латвии, — это соссюрея альпийская, у цветка даже имеется уточняющее название — эстонская.
Соссюрея эстонская — охраняемый в Эстонии вид, относящийся к семейству астровые, он встречается на болотистых лугах и болотах, по берегам водоёмов. Цветёт в июле–августе, нам как раз повезло застать её в момент цветения.
Соссюрея альпийская, или горькуша альпийская (Saussurea alpina), по-эстонски — soojumikas. Фото Олега Цымбаревича
А вот ещё один из охраняемых цветков из семейства орхидных — пальчатокоренник мясо-красный. Вот только отцвёл он ещё в июне–июле, а теперь выглядит не очень похожим на орхидею, просто вместо цветков у него образовались плодовые коробочки.
Созревшие плоды пальчатокоренника мясо-красного (Dactylorhiza incarnata), по-эстонски — kahkjaspunane sõrmkäpp. Фото Олега Цымбаревича
А так этот цветок выглядел в июне. Если кто-то захочет полюбоваться цветением на болоте этой орхидеи, а также других видов орхидных, то стоит заглянуть сюда уже в следующем году в июне–июле.
Так цветёт пальчатокоренник мясо-красный в июне. Фото Олега Цымбаревича
Хочется надеяться, что большая работа по восстановлению хотя бы части болот действительно окажет положительное влияние как на здешнюю среду обитания, так и на многообразие местных видов, в том числе и охраняемых.
На этом наш поход закончился, участники узнали много нового, встретили по пути необычное, получили массу положительных эмоций.
На память о походе очень кстати захватить с собой букетик ароматной душицы, дома засушить его, а потом зимой из листьев и цветов заварить душистый чай или запарить веточки душицы в бане вместе с берёзовым веником, чтобы её аромат напомнил этот замечательный августовский день.
Цветёт душица обыкновенная (Origanum vulgare), по-эстонски — harilik pune. Фото Олега Цымбаревича
Текст и фото: Олег Цымбаревич
Комментарии
Да в эстонии только и умеют как восстанавливать болота! Лучше бы производства и заводы восстанавливали
/xwxw (анонимно)/
Точно, с языка снял.
Производства вы должны создавать, а не государство. Прошло то время.
развитие промышленности помощь и содействие товаров это работа чиновников...
Ничего не понял у Архитектора. Гугловский перевод?
Болота - источник биооразнообразия (сложное такое русское слово, это да )
Отправить комментарий