Нарва стоит к Эстонии «не лицом, а задом»?
Пишет Димитрий Кленский: Когда в опубликованном на портале Доколе? моём материале «Отставка мэра Нарвы – отчаянный шаг противников оголтелой эстонизации города» упоминалась «эстонизация», то это не было критикой преобразования города, как среды обитания. Я подразумевал осуждение дерусификации и вестернизации нарвитян – замену их культурно-духовной матрицы. Разница – принципиальная!
Интеграционная реклама 2000-х
Увы, проводимая Катри Райк и правительством ЭР эстонизация имеет откровенный политико-идеологический подтекст, а я считаю, что доминировать должен социально-экономический. Эстонизация Нарвы не должна подавлять и изничтожать русскость и историю города, включая советский период. Она призвана довести уровень жизни в этом городе хотя бы до среднеэстонского, развивать городскую архитектуру, транспорт, обслуживание, коммунальные службы, занятость – короче, всю городскую инфраструктуру, которая не должна уступать среднеевросоюзовскому.
Но сам город, в котором живёт в абсолютном большинстве русское национальное меньшинство, должен сохранять своё, в данном случае и национальное лицо и традиции, как это принято во всём Европейском Союзе. Для 98% нарвитян русский язык – родной.
Развивать Нарву цивилизационно, не делая жалкие социально-экономические подачки центральной власти и давая пустые обещания развивать город, надо как раз реально и форсированно. И наоборот, не вытравливать из нарвитян их национально-историческую память, культурные традиции.
Показательно, что делается это исключительно в отношении местных русских и российской истории, как царской, так и советской, но только не прошлого, связанного с Данией, Швецией или Германией, представители которых в течение семи веков, согласно терминологии эстонских русофобов-этнократов «оккупировали» территорию, на которой жил maarahavas. Разве не очевидна в этой избирательности русофобия, когда царский и советский периоды считаются Злом, а датский, немецкий, шведский – чуть ли не спасительными для эстонского народа? Разве не всё наоборот или эстонская классическая литература не осуждала многовековое (даже при царизме) господство в Эстонии остзейских баронов, их надменное и презрительное отношение к эстонцам? А когда произошло становление эстонского национального самосознания, стали проводить Певческие праздники. Да, была активная русификация при Александре III, но она имела и такую особость, как вытеснение из жизни Остзейского края немецкого влияния и постепенная замена его эстонским.
Аргументы в пользу того, что для всего эстонского народа напоминание в повседневной жизни советского прошлого неприемлемо и даже глубоко оскорбительно, страдает преднамеренной переполитизированностью, местами и преувеличениями. Во-первых, нельзя говорить от имени всего народа (а как же хотя бы родственники тех, кто воевал на стороне Красной Армии и воевал с немецкими оккупантами и их пособниками – эстонцами, служившими на стороне Гитлера в 20-й (Эстонской) дивизии Ваффен СС во имя… независимости Эстонии? Во-вторых, не отрицая определённого негатива советского периода в истории Эстонии, непристойно закрывать глаза и на очевидные плюсы, пусть и навязанные. В третьих, так или иначе, но нельзя утверждать, да ещё насильно, только «своё» видение истории. Иначе, как же быть с толерантностью, свободой слова и мнения, демократией, наконец? Или надо признать, что всё отчётливее проступают в нынешней Эстонии признаки мировоззренческого тоталитаризма, кстати, ущемляющее и консервативное отношение к дальнейшему развитию Эстонии.
Так или иначе, враждебность к советскости подразумевает и воспринимается населением, как негативное, а то и презрительное отношение к России. Это работает на русофобию, которую таким образом не просто используют, как политический инструмент в политической борьбе эстонских партий (кто кого в этом переплюнет), но ещё и разжигают под самыми разными предлогами (последний – вооружённые столкновения между Россией и Украиной) межнациональное недоверие и межэтническую вражду.
При этом всем ясно: после выхода Эстонии из Советского Союза оснований для русофобии, как государственной, так и бытовой, нет. И, если она процветает, то лишь в силу нынешней государственной политики, которую обосновывают страхами, при том, что русофобия перерастает в «русохейт» – презрение и ненависть.
В этой ситуации эстонизаторы пошло объявляют любого, кто противостоит эстонизации (замены культурного кода русских) – ретроградом, активистом, в том числе, кстати, и несуществующего уже в Эстонии «Русского мира», рупором Кремля и так далее. Таких людей превращают в изгоев или их высылают из Эстонии, а то и гнобят, о чём говорит и не донца понятное заточение правозащитника Сергея Середенко и других активистов.
Уже предпринимаются усилия по дезавуированию нарвских центристов, недавно вернувших себе власть в городе. Они, видите ли неумёхи, выступают-де против реформ, держатся за старое. Но ведь это – ложь! При этом, не имея доказательств в пользу таких доводов, Катри Райк и её русскоязычная команда поддержки прекрасно знают, что противостоящие ей центристы – в полной мере признают независимость Эстонии, они всего лишь выступают против моноэтнизма, ЛГБТизма, но они – за традиционные ценности, гражданское общество, построенное на реальном равноправии всех жителей города и страны. И ещё – за межнациональное взаимоуважение, признание за эстонцами и русскими своего отношения к их общей истории и против авторитаризма и мировоззренческого тоталитаризма.
Ожидаемо, что теперь, когда нарвские центристы вернули себе власть, им с особым усердием, открыто и скрытно, начнут вставлять палки в колёса. И Катри с её командой, и правительство в столице. Первая – интригами и посулами, второе – замораживанием экономической и социальной помощи. Именно сейчас, перед зимой, когда Нарва оказалась в аховом положении из-за неслыханного роста платы за отопление.
***
У меня осталось впечатление, что только это вступление к данному материалу во многом перекликается с обменом мнений (несколько укороченными в этом материале, чередованием цитирования с пересказом) по поводу шумной отставки мэра Нарвы Катри Райк, которые были высказаны в передаче «Народу важно!» в нарвской студии Эстонской общественно-правовой радио-телевизионной корпорации ERR Нарвская студия. Народу важно | ETV+ | ERR. Дискуссию надо смотреть с 14:25. О начале передачи (до 14:25) рассказано в материале, опубликованном на портале Доколе? – см.: Отставка мэра Нарвы – отчаянный шаг противников оголтелой эстонизации города – Доколе? (dokole.eu).
Ведущие передачи – Юрий Николаев и Михаил Комашко. Они пригласили в студию противника Катри Райк – Михаила Паншина, администратора фейсбук-группы «Нарва, как она есть» и её сторонницу Диану Харламову, местного корреспондента издания Postimees.
*
Николаев (далее – Н): Более трёхсот человек стояло перед Ратушей – как сторонники свергнутого мэра Катри Райк, так и её противники.
Харламова (далее – Х): Задача Катри Райк – повернуть Нарву лицом к Эстонии, а не задом.
Паншин (далее – П): Уход Катри Райк нужен для того, чтобы вернуть доверие к власти. Она показала крайнюю степень неуважения к жителям Нарвы, к её историческим событиям. В СМИ она заявила, что нарвитянин это – мужичок за 60 или 50, пьяненький, с пакетом от Maxima (сеть магазинов для малообеспеченных людей – прим. публикатора) и со сломанной гвоздикой.
Комашко (далее – К): Я был на этой пресс-конференции, где Катри Райк имела в виду этот образ, созданный в медиа.
П: Не согласен. Эстонские СМИ создали нарратив о том, что Нарва это где-то там, это – не здесь. Такое отношение возникло после событий «Бронзовой ночи». И с подачи мэра этот нарратив только усиливается. Она говорит, что слышала, как до сих пор в Нарве эстонцев называют фашистами. Мне 34, но я такого не слышал.
Н: Может ли мэр даже через СМИ употреблять такие оскорбительные выражения или отправлять уважаемых в городе педагогов работать на заводе?
Х: Когда я уезжала в 14-15 году лицо Нарвы выглядело именно так. Но по возвращении в 2020 году, когда мэром стала Катри Райк, город стал меняться…
П: … когда она была мэром всего два месяца!
Х: Катри сумела показать перемены всей стране!
К: Симптомом этого была победа избирательного списка Катри Райк на последних местных выборах.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 53% (с начала передачи прошло 18:46) НЕТ 47%
Х: Моё поколение позрослело, оно на стороне Катри Райк.
К: Как её сторонники объясняют отстранение Катри Райк?
Х: Они считают, что это – центристский переворот. Те хотят вернуть власть, чтобы 15 лет быть к ней приклеенными. Им не важно, как развивается город на уровне государства, им важно, что у них всё хорошо. Для них Катри Райк – неуправляемый мэр. Обвинение в том, что она не хочет работать с депутатами – абсолютно неверно. Катри Райк звонит им, а они не берут трубку. Обвинение Евграфова, да это может и враньё. Отчасти понимаю её, когда она не хотела общаться с теми 18-19 депутатами с их взглядами, которые со своим старым мышлением пытаются держать город в роли отщепенца эстонского.
П: Но во фракцию «Нарва» (сместившая с поста мэра Катри Райк – прим. публикатора) входят восемь депутатов (центристы – прим. публикатора), которые прошли в депутаты за счёт голосов Катри Райк и с её лозунгами. В итоге они не смогли с ней сработаться
Х: Но это у них надо спросить, почему им не удалось.
П: Но среди них и молодые есть…
Х: …Какие?
П: Например депутат Платонова, ей 30 лет с небольшим.
Х: А Денис Ларченко, тоже молодой, но он от Катри Райк не ушёл.
Н: Вот что сказала на митинге у Ратуши во время заседания Горсобрания одна женщина: «надоело постоянное выпячивание коммунистического и советского прошлого, которое теперь вернётся во власть».
П: Этого не будет
Н: Могу представить: все эти улицы, все эти танки, все эти памятники – светлый образ советского прошлого.
П: Этого уже больше не будет.
Х: Что значит, «не будет», если Евграфов уже собирает подписи под петицией о возвращении табличек с названиями улиц?
П: Нет-нет, петицию собираются отправить Канцлеру права, чтобы выяснить, имел ли право министр перешагнуть через решение Горсобрания о сохранении этих табличек?
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 45% (с начала передачи прошло 23:47) НЕТ 55%
И уже не вернуть ни танк, ни памятники, ни названия улиц. Уже не получится, выпячивания советского прошлого не будет.
Н: А Вы, Михаил, танк вернули бы?
П: Провокационный вопрос…
Н: Почему?
П: Я бы его вернул, он стоял бы в музее в Нарве, в специально созданном музее, как это и предполагалось сделать.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 42% (с начала передачи прошло 24:52) НЕТ 58%
К: А электорат, который против Юри Ратаса, они «за» возвращение этого прошлого, перевозку танка из Виймси (при этом он пошленько ухмыляется, чуть не поперхнувшись – прим. публикатора)? То есть антисоветский, антикоммунистический процесс, который был поддержан Райк, но начатый государством, не будет ли Евграфов и его люди бороться с этим, саботировать любые решения правительства?
П: Нет. Люди этого не ожидают.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 44% (с начала передачи прошло 25:48) НЕТ 56%
К: Диана! А не смущает ли сторонников Райк её культ личности? Впечатление такое, будто судьба Нарвы в руках одной Катри Райк.
Х: Мне кажется, что этот «культ» возник с обнародованием намерения выразить недоверие Катри Райк. Потому стали о ней больше думать и подчёркивать, что она сделала. Вот и возник этот нарратив в СМИ. До этого я не слышала, чтобы кричали: «Катри – лучший мэр!».
П: Культ личности Райк возник сразу, как она выиграла выборы.
Опрос зрителей. Одобряете или осуждаете отставку мэра ?
ДА 41% (с начала передачи прошло 26:57) НЕТ 59%
Н: Михаил, увидел у Вас в ФБ слово «катринизм».
П: Именно. Все СМИ связывали свои новости только с Катри Райк.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 37% (с начала передачи прошло 27:37) НЕТ 63%
Я устал объяснять каждому, и тебя, Диана, спрошу: где проекты Катри? Какие она начала и продолжает? Сделал подборку – реновацию Ратуши СМИ связывают с Катри, строительство школы – с Катри… Извините, но это – не её проекты. Это – проекты раннего Евграфова, когда он ещё вице-мэром был.
Х: Евграфов был хорошим хозяйственником, но никакие инвестиции он привлечь не смог, за что его и сместили. Наладить контакты с Таллином тоже не смог. Вот его из мэров и выкинули.
П: Он не успел…
Х: …Что значит «не успел»?
П: Извини, но он был мэром всего 9 месяцев. Рассмотрим, как работали фонды? Водопровод и канализация в районе Паэмурру – это прошлая власть, новая станция очистки воды – прошлая власть, променад, Тёмный сад, заканчивающаяся реконструкция замка, всё это – фондовые деньги. А ещё больница на 40 миллионов, что сейчас пиарит Катри. Или забыто, как министр Яак Ааб (центрист – прим. публикатора) приезжал в Нарву и пообещал городу деньги из евросоюзовского фонда «справедливого перехода».
К: Это тот случай, когда уже действующая власть перерезает ленточки на открытии новых объектов (задуманных и реализованных предшественниками – прим. публикатора).
П: Катри только ленточки перерезала. Своих проектов у неё нет. А промпарк или завод магнитов, на которых она обещает всех и вся трудоустроить? Но кто создал тот же промпарк? Центристы! А завод магнитов, это – начинание Тийта Вяхи. Тоже самое было с заводом Fortaco. У этой фирмы был выбор: строить этот завод в Норвегии или в Нарве. Вопрос был решён в пользу Нарвы, когда у власти были центристы. На этом предприятии уже около тысячи человек работает.
К: Но это не самый крупный работодатель в нашем регионе.
Х: Почему мы не говорим про Ратушу, Учебный центр Академии МВД, нарвский коолледж Тартуского университета…
Н: С этими проектами надо быть осторожнее. Ратуша – это точно проект Тармо Таммисте (экс-мэр Нарвы, многолетний член Центристской партии – прим. публикатора). С начала нулевых годов эта бодяга продолжалась 20 лет при всех центристах. Но вот сейчас удалось и понятно, что ленточку тут перерезала Катри Райк.
П: А договор? Когда он подписан?
Н: Какой договор? (ухмыляется – прим. публикатора).
Х: А на променад (возмущённо, почти кричит – прим. публикатора) деньги вообще-то Евросоюз выделил.
П: Я о фондовых деньгах говорю. А Катри Райк говорит, что центристы не умеют работать с фондовыми средствами.
Н: Но то, что эти проекты (речь идёт только о Ратуше – прим. публикатора) тянутся 20 лет, говорит о том, что она права.
К: Зрители напоминают, что при Катри Райк – две госгимназии, две школы, детсад. Мы могли бы долго вспоминать, чей именно был проект. А промпарку дали ход благодаря реформистам, способствовавшим финансированию подстанции, в то время как нарвские центристы на это денег не выделяли… (что логично, так как в итоге удалось сэкономить на городском бюджете – прим. публикатора).
Давайте поговорим о будущем. У нас теперь суперфракция в Горсобрании, а как это повлияет на реализацию суперпроектов – Дом культуры, больница… Деньги на это уже есть.
Х: Я боюсь. Думаю какие-то проекты продолжатся – тот же переход на эстонский язык обучения, учёба медсестёр. Но всё зависит от инвесторов, которые до сих пор общались с Катри Райк. Сможет ли новый мэр сохранить эти контакты? Но честно, мне очень страшно… Если делом займутся люди, которые правили ещё 20 лет назад, когда я была ребёнком. Не знаю, в каком городе я буду жить через год. С Катри казалось, что в лучшем городе.
К: А противники Райк ждали вместо неё другого. А каковы их нарративы?
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 29% (с начала передачи прошло 33:09) НЕТ 71%
П: Ну… задайте вопрос снова.
К: Сторонники Райк хвалят её, противники – нет. Я прав?
П: Райк – мэр или не Райк, но проекты будут продолжаться. Подготвительные работы ведут чиновники, а не мэр. Кто у нас ведущие чиновники? Они у нас давно и хорошо работают. Так что не важно, кто будет мэром. А Райк очень плохой хозяйственник. И она не умеет сплотить команду, а это – функция мэра.
Х: Что, она должна всех на чаепитие приглашать? Это должно быть в интересах депутатов.
П: У хорошего начальника все структуры работают, как надо. У Катри они так не работают.
Х: Так может этот вопрос надо задавать не только Катри, но и депутатам. И что значит – контролировать чиновников? Катри должна танцевать перед ними?
П: Она должна была, это – моё личное мнение, освободиться от вице-мэра, отвечающего за хозяйственную деятельность. Что мы видим сейчас: город погряз в грязи, много претензий к вице-мэру, но ведь её назначила сама Катри.
К: Ну, а реформа образования, переход на эстонский язык обучения? Что думают об этом прорайковские жители?
Х: Все с кем я общаюсь, убеждены, что реформа образования продолжится. Катри – посредник между страной и городом. Этот процесс уже не остановить.
К: А не возникнут ли теперь проблемы?
П: Нет, тут я полностью согласен с Дианой. Но новое руководство мэрии будет мягче относиться к тем, кто потеряет работу в сфере образования.
К: (улыбаясь) То есть, тоже оставят без работы, но погладят по головке.
Н: Это ясно, что в образовании главная роль отведена государству и оно форсирует реформу. Но важно и местное отношение. Что Райк в этом отношении делала неправильно?
П: Думаю, что это – отношение к людям. Мол, эти учителя пойдут работать на завод и плевать на то, что с ними будет, как педагоги. Я не вижу, что из горбюджета выделяли бы деньги для обучения учителей на уровень C 1 (высший – прим. публикатора). И возможно, новая власть найдёт эти деньги.
Н: А что делать с профнепригодными учителями? Их нельзя в школе держать. Чем занимались центристы все эти годы и не готовились к этому переходу? Все понимали, что это произойдёт рано или поздно.
П: Все понимали, что это будет, но этого не было. Центристы в правительстве до последнего оттягивали реформу. А может это и хорошо. Приходит новое поколение учителей, владеющее эстонским языком на С 1, а кто им не владеет, уходят на пенсию.
К: Остроумно заметил телезритель: то есть, тут мы решение государства выполняем, а с уличными табличками (переименование улиц – прим. публикатора) будем быковать. Нет ли тут дуализма, лицемерия?
П: У депутатов нет возможности на законодательном уровне добиться, чтобы Нарва обучалась на русском языке. А насчёт улиц, это – забота и компетенция местного самоуправления.
Х: Тут ещё вопос приоритетов: кому что важнее – по-эстонски говорить или ходить по улицам , которые названы в честь красноармейцев.
Н: А может можно смягчить переход на эстонский язык обучения, хотя я сам не знаю, как это сделать? И потом, почему учитель не может работать на фабрике? По-моему, в Нарве важность профессии педагога сильно преувеличена. Среди них много плохих работников. Я ошибаюсь?
П: Я таких не встречал.
Н: Я очень много встречал. И бездарных, которых надо было отправлять на фабрику.
К: Почему бы и нет. На заводах – высокая зарплата, всё автоматизировано…
Х: И государство, и город должны всеми силами поддерживать языковое обучение учителей, которые хотят остаться в профессии.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 30% (с начала передачи прошло 41:29) НЕТ 70%
Но инициатива должна исходить и от самих учителей. Они должны хотеть выучить государственный язык. Пусть на простом уровне.
П: как это «на простом», когда требуют с 2024 года уровень знания языка на С 1.
Х: Чтобы получить С 1 нет ничего невозможного. Моя мама это сделала, когда ей было за сорок, и у меня тоже С 1. Она пять раз ходила сдавать.
П: И в течение какого времени?
Х: (смеётся) нескольких лет.
К: Нарва сильно политизирована. Возможно ли примирение? Диана, вы, как журналист, видите точки соприкосновения?
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 22% (с начала передачи прошло 42:53) НЕТ 78%
Х: Точки соприкосновсения это наши больные точки. Сейчас – повышение цены на отопление, а также имидж города.
Н: Горе нас объединит.
Х: Да. Какие бы ни были надежды, никто не хочет платить 300 евро за коммуналку. Если новая власть сумеет решить эту проблему, то точки соприкосновения будут.
Н: Каким должен быть новый мэр? Не праздничный вопрос.
П: (задумался)
Н: Слышал такое: мэр должен быть эстонец, лучше – приезжий (имеет контакты в столице) и понимать душу нарвитянина. Там, где надо – приласкает, там, где надо наорёт. Кстати, нарвитяне этот язык понимают хорошо.
Х: (смеётся) Я бы сказала, что это всё про Катри! Можно ей простить какие-то недальновидные высказывания про мужичков с гвоздикой. Она так сильно любит Нарву и нарвитян она любит.
К: Так каким должен быть мэр, чтобы удовлетворить оба лагеря? Это – сторонники Евграфова и прозападные либералы…
Н: … и должен ли он быть «карманным» для Горсобрания?
П: Вот это нет. Но с харизмой, если этого нет, то с чётким видением развития города. Он должен не прислуживать государству, а служить городу.
Х: Мне кажется, что и это полностью относится к Катри Райк.
Н: А вот и результаты нашего голосования.
К: У нас 150 участников голосования, включая всю Эстонию.
Опрос зрителей: «Довольны ли вы отставкой мэра Нарвы?»
ДА 28% (с начала передачи прошло 45:51) НЕТ 72%
Х: У-уу! (Вскидывает от радости руки).
К: А ваше мнение?
П: Думаю среди смотрящих ваш канал, больше сторонников Катри Райк.
К: А мы говорили в начале передачи, что в Нарве раскол: половина на половину?
Х: Я всем сказала, что я в телике и смотрите меня! Конечно, я шучу – мы не представляем себе какое большое количество людей поддерживают Катри Райк. И это, прежде всего, нарвитяне моего возраста, те, кто вернулись сюда строить новую Нарву.
Составитель и публикатор
Димитрий Кленский
Таллин, 18-22 сентября 2023
Послесловие. Думаю, нет сомнений в том, кто одержал победу с явным преимуществом. Но постоянный, в ходе интерактивного опроса зрителей телепередачи, рост числа сторонников Катри Райк с 46% до 78% заставляет сомневаться в репрезентативности результата. Впечатление такое, что под самый занавес, когда стало ясно, что рост поддержки ушедшего в отставку мэра неприлично высок (78%), его как бы снизили до 72%.
Впрочем, это домыслы. Но возникли они от того, что такое же недоверие вызывает и выставляемая всеми нарвскими политиками напоказ своих точек зрения, амбиций, планов.
Одно очевидно: Катри Райк, предпринимая определённые меры для улучшения социально-экономического положения города и его жителей, на самом деле занята эстонизацией, причём не столько Нарвы, сколько нарвитян. Она чётко выполняет и будет выполнять этот наказ эстонской этнократии, вознамерившейся переформатировать культурный код жителей пограничного города на Нарове. Передача «Народу важно!» ещё раз доказала это.
Нарва и Эстония: как улучшить взаимопонимание?
Эрик Калда, исполнительный редактор газеты "Северное побережье", считает, что государство должно лучше информировать нарвитян о переходе на эстоноязычное обучение. В интервью радиостанции Vikerraadio он рассказал о настроениях в Нарве, где многие люди испытывают смятение и тревогу из-за изменений.
"У многих была четкая позиция по отношению к России, но они изменили свое мнение. Однако они беспокоятся о том, что будет с образованием. Можно найти учителей, которые говорят по-эстонски, но как они будут общаться с классом, если никто не понимает их язык? Государство должно подробно рассказать, как будет происходить реформа. Нельзя просто сказать, что сегодня учатся на русском, а завтра – на эстонском. Нужен диалог. И Нарва тоже должна быть готова к этому", – заявил Калда.
Он подчеркнул, что для взаимопонимания нужны усилия с обеих сторон: "Не только Эстония должна понять Нарву, но и Нарва должна понять, чего хочет Эстония".
Калда также отметил роль бывшего мэра Нарвы Катри Райк, которая помогла наладить связь между городом и страной.
"Я не знаю, сколько можно приписать ей заслуг за то, что произошло в Нарве за последние годы, но она определенно сделала многое как связующее звено, привнеся в Нарву больше Эстонии и в Эстонию – больше Нарвы. Два года – это мало, чтобы кардинально изменить ситуацию, которая сложилась за 30 лет изоляции и противодействия государству", – сказал журналист.
Комментарии
А вот мне с приходом Райе не понравилось то, что в городе повылезало всяких фриков и гомосеков, о которых никто не знал, а тут вдруг стали они публичными личностями. Закрадывается впечатление, что их лобби кем то проплачено специально было.
И вот то, что ефграфов и центристы явно против всей это баклажки - очень импонирует большей части населения города. И эстонизация города стала носить какой-то дикий, неадекватный характер.
rus.delfi.ee/statja/120137864/vstrecha-v-narve-ob-inflyacii-ne-stoit-razbrasyvatsya-dengami-i-razdavat-posobiya-vadim-orlov
02.02.2023
в Нарвском колледже прошла встреча с журналистами RusDelfi и местными представителями основных политических партий, участвующих в выборах в Рийгикогу.
В дебатах участвовал представитель Партии реформ Вадим Орлов:
Переход на эстоноязычное образование:
Эстонию и в частности Нарву сильно беспокоит закон об образовании.
Участник дебатов, представитель Партии реформ Вадим Орлов отметил:
„Мои дети учатся в эстонской школе. Вопрос другой, почему за 30 лет страна не подготовилась к переходу школ на эстонский язык обучения.
"Мы в любом случае должны решать этот вопрос о переходе школ на эстонский язык сейчас, если мы будем тянуть с этим вопросом дальше, то проблема не уйдет и потом это сделать будет еще тяжелее“.
„Со следующего года на эстонский переходят детские сады, а школы только к 2030 году“, - добавил Орлов.
Вадим Орлов, Рост цен и инфляция:
„На мой взгляд, важно оставаться консервативным. Да, это сложно.
Правящая партия поступила правильно и даже мужественно, тем самым сдержав темпы более высокого роста цен.
Не стоит разбрасываться деньгами, если раздавать пособия, то инфляция будет еще выше“.
Вадим Орлов, Памятники и переименование улиц:
„В истории с танком, важно то, что никто не пострадал и не получил увечий.
На мой взгляд, в этой ситуации правительство справилось на отлично.
Я считаю, мы слишком сильно поддаемся эмоциям“.
"Вопрос другой, почему за 30 лет страна не подготовилась к переходу школ на эстонский язык обучения?"
Теперь партия реформ решила все изменить кардинально - "ЛЕС РУБЯТ, ЩЕПКИ ЛЕТЯТ."
„На мой взгляд, важно оставаться консервативным. Да, это сложно.
Правящая партия поступила правильно и даже мужественно, тем самым сдержав темпы более высокого роста цен.
Не стоит разбрасываться деньгами, если раздавать пособия, то инфляция будет еще выше“.
А не партия ли реформ бездарно довела страну до такого кризиса? - "ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ."
„В истории с танком, важно то, что никто не пострадал и не получил увечий.
На мой взгляд, в этой ситуации правительство справилось на отлично.
Я считаю, мы слишком сильно поддаемся эмоциям“.
Да, действительно, какие тут эмоции? Танком по людям прошлись! "БЕДА НЕ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А ПО ЛЮДЯМ."
Можно было бы и поделикатней, объяснить, договориться, заменить, наконец, на что то другое... Нет, сломили об колено, выкорчевали. Лично меня не тронуло, я тоже считаю, что место военной технике в музее, но многим людям было больно. Разве так можно?
"Вопрос другой, почему за 30 лет страна не подготовилась к переходу школ на эстонский язык обучения?"
Теперь партия реформ решила все изменить кардинально - "ЛЕС РУБЯТ, ЩЕПКИ ЛЕТЯТ."
„На мой взгляд, важно оставаться консервативным. Да, это сложно.
Правящая партия поступила правильно и даже мужественно, тем самым сдержав темпы более высокого роста цен.
Не стоит разбрасываться деньгами, если раздавать пособия, то инфляция будет еще выше“.
А не партия ли реформ бездарно довела страну до такого кризиса? - "ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ."
„В истории с танком, важно то, что никто не пострадал и не получил увечий.
На мой взгляд, в этой ситуации правительство справилось на отлично.
Я считаю, мы слишком сильно поддаемся эмоциям“.
Да, действительно, какие тут эмоции? Танком по людям прошлись! "БЕДА НЕ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А ПО ЛЮДЯМ."
Можно было бы и поделикатней, объяснить, договориться, заменить, наконец, на что то другое... Нет, сломили об колено, выкорчевали. Лично меня не тронуло, я тоже считаю, что место военной технике в музее, но многим людям было больно. Разве так можно?
Теперь партия реформ решила все изменить кардинально - "ЛЕС РУБЯТ, ЩЕПКИ ЛЕТЯТ."
А не партия ли реформ бездарно довела страну до такого кризиса? - "ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БОЛЬШЕ ДРОВ."
Да, действительно, какие тут эмоции? Танком по людям прошлись! "БЕДА НЕ ПО ЛЕСУ ХОДИТ, А ПО ЛЮДЯМ."
Можно было бы и поделикатней, объяснить, договориться, заменить, наконец, на что то другое... Нет, сломили об колено, выкорчевали. Лично меня не тронуло, я тоже считаю, что место военной технике в музее, но многим людям было больно. Разве так можно?
Михаил Кылварт в 2021 награждён Орденом Преподобного Сергия Радонежского первой степени.
(Учреждён Священным синодом Русской православной церкви).
Значит, в Нарве всё будет по-честному без секретов и без интриг?
О́рден Преподо́бного Се́ргия Ра́донежского —
общецерковная награда Русской православной церкви, имеет три степени.
Девиз ордена — «Смирением возвышаемый».
Все очень просто - последний оккупант, естественно, самый ненавидимый. Возьмите русскую "матрицу" исторического сознания. Разве русский ненавидит татар и монголов, хотя под их оккупацией Русь жила 300 лет, регулярно они русских резали, жгли, грабили, забирали в рабство. Но когда все это было. А вот немецко-фашистских захватчиков русские ненавидят до сих пор, ведь это было практически вчера. У многих воевали деды и отцы, память о нацистских зверствах жива и сейчас. А кто там помнит сейчас про вырезанный Батыем Киев и еще многие и многие города, не считая уже сел и деревень, орды Чингиса и Батыя по зверствам превосходили даже нацистов, в разы превосходили.
То же и с исторической памятью эстонцев. Тем более, что немцы, шведы и датчане отнюдь не занимались тем, что было при царском и советском режиме, то есть русификацией.
Русские другие..., они просто русские и от монголо-татар по своей ментальности они сегодня не намного отличаются, разве что пытки у них изощрёней стали.
Англичане, для сравнения, прошли огнём и мечом почти все страны мира, но нигде их сегодня плохо не вспоминают.
Касаемо немцев, то на них повесили всех собак, как на проигравших войну, но те, кто реально был в оккупации, вспоминают о них только хорошее.
На гитлера и его блохастых прихвостней ополчились в ответ, а не на весь народ Германии.
В моем детстве, а это было в конце 70-х, слово "немец" было синонимом слова "фашист". Я до сих пор считаю, что немецкий народ несет коллективную ответственность за все преступления нацистского режима - евреев и славян жгли в печях отнюдь не лично Гитлер, Геббельс или Гейдрих, у нацистов были миллионы почитаталей и пособников.
Говорить о том, что простые немцы "не знали" - тоже не приходится. Да, интернета тогда не было, СМИ были под жестским нацистским контролем.
Но!
Предвыборная, многократно и открыто озвученная программа НСДАП откровенно пропагандировала нацизм, реваншизм, антисемитизм и агрессивную войну, и немцы за это проголосовали. Немцы прекрасно видели, что творят на улицах их городов "коричневые рубашки" Эрнста Рёма, прекрасно видели, что их соседи-евреи каким-то образом испарились. С фронта и из охраны многочисленных концлагерей домой приходили на побывку тамошние "деятели" и они тоже не молчали, кто с гордостью, кто со стыдом, но они рассказывали родне и соседям о "подвигах" Вермахта и СС. Письма, опять же.
Так что "невиноватая я, он сам пришел" не катит никак.
Немецкий народ каких годов рождения-то?
Все, кто на момент начавшейся войны не достиг и 18летия, и тем более родившиеся после 1945 года не могут нести ответственность.
Единственные, кому можно выкатить претензию, это старики, которым на сегодняшний день за 80 годков перевалило, если конечно, они были участниками тех событий.
*АнонимКа*, а что делать с русскими и др. предателями из союза? Таких тоже было достаточно много.
А у них все равно ничего не получилось. В целом. Спустя 30 лет очень хорошо это видно.
Единственное, они немножко деньжаток получили и всё. Но ко всем это не относится...
"просто русские и от монголо-татар по своей ментальности они сегодня не намного отличаются"
Ну ты не прав.
Русским до Чингисхана далеко.
русские и есть потомки Чингизхана
Русские против потомков Чингисхана - дети неразумные.
По хитрости потомки Чингихана впереди планеты всей.
Русские это и есть потомки...
Монгольская империя стала величайшей державой в истории человечества (впоследствии ее подвинет Британская империя). Она простиралась от центральной Европы до Японского моря, от части Арктики до Индийского субконтинента.
В начале 13 века монголы окончательно
закрепились в статусе ужаса Азии, Ближнего Востока и восточной части Европы.
Это была самая крупная в мире сухопутная империя.
Для стратегии и тактики Чингисхана были характерны
тщательная разведка,
внезапность нападения,
стремление расчленить силы противника,
устройство засад.
Туда, где им оказывали реальное сопротивление, они не прошли, например Вьетнам и Ближний восток.
А как же взятие Багдада войсками хана Хулагу в 1258-м? Стерли с лица земли огромный город, а население вырезали.
Но потом их оттуда быстро выперли, по моему мамлюки.
" Шедеврально"
Скифы
Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!
Для вас - века, для нас - единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы!
Века, века ваш старый горн ковал
И заглушал грома, лавины,
И дикой сказкой был для вас провал
И Лиссабона, и Мессины!
Вы сотни лет глядели на Восток
Копя и плавя наши перлы,
И вы, глумясь, считали только срок,
Когда наставить пушек жерла!
Вот - срок настал. Крылами бьет беда,
И каждый день обиды множит,
И день придет - не будет и следа
От ваших Пестумов, быть может!
О, старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!...
Да, так любить, как любит наша кровь,
Никто из вас давно не любит!
Забыли вы, что в мире есть любовь,
Которая и жжет, и губит!
Мы любим все - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Мы помним всё - парижских улиц ад,
И венецьянские прохлады,
Лимонных рощ далекий аромат,
И Кельна дымные громады...
Мы любим плоть - и вкус ее, и цвет,
И душный, смертный плоти запах...
Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?
Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы,
И усмирять рабынь строптивых...
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные обьятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем - братья!
А если нет - нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!
Века, века вас будет проклинать
Больное позднее потомство!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою!
Но сами мы - отныне вам не щит,
Отныне в бой не вступим сами,
Мы поглядим, как смертный бой кипит,
Своими узкими глазами.
Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...
В последний раз - опомнись, старый мир!
На братский пир труда и мира,
В последний раз на светлый братский пир
Сзывает варварская лира!
Что там за "матрица" опять?
Хочу подробностей, прям требую и стучу "копытом"
Матрица проста, Россия заканчивается там где нет русского языка.
Какой то дикий бред...
Пиши свой алгоритм размышлений
Дели и властвуй, из той же пьесы. Мысль можешь развивать сама
Я свои могут развить, а не твои.
То есть в Эстонии Россия не заканчивается? А где она заканчивается?
Россиия = РФ.
Ответь на простой вопрос - закону какой страны подчиняются граждане Эстонской Республики, проживая в Эстонии?
"То есть в Эстонии Россия не заканчивается?"
Конечно.
И даже более того, Эстонии в скором времени светит
ДИКТАТУРА ЕДИНЫХ ЦЕНТРИСТОВ.
В данном случае "матрица" - это система представлений об окружающем мире, в тч и об истории, заложенная у человека с детства.
Закладывается она часто совершенно незаметно. Допустим, ребенок знать ничего не знает про Бытыя, Чингис-хана и их зверства, но вот поговорку "незванный гость хуже татарина" он слышит, и представление о том, что татарин - это нечто очень и очень плохое, ребенок усваивает прекрасно. Подобных ксенофобских пословиц и поговорок полно в любом языке.
Бойтесь данайцев, дары приносящих.
И как же вы понимаете эту поговорку?
Я ее понимаю в контексте всем известной гомеровской легенды про троянского коня. Хотя сама эта фраза Timeo Danaos et dona ferentes впервые появилась у римского поэта Вергилия в его "Энеиде".
Хорошо, переведу на простой язык - бойся халявы, предлагаемой неизвестными и странными чуваками.
Халявы вообще не бывает. Кто-то всегда платит.
Бойтесь данайцев, дары приносящих.
Это ты про Кылварта?
Вот это вранье, длящееся на протяжение аж 30 лет, вот доколе, Димитрий?!
опять этот кремлевский источник "Доколе". Когда это название вижу, даже не читаю этот пропагандистский бред
Кремль сделал только одно предложение - хотите к нам, в РФ, велком. Берите гражданство и присоединяйтесь.
Вот и весь официоз.
Пишу из Нарвы: есть же система погружения с первого класса для детей. Там нет проблем.
Проблема в том, что не во всех школах Нарвы есть такие классы. Почему то, дайте ка подумать, почему...
Ваши новорожденные дети тоже Учатся понимать ваш язык.
Что то вы намудрили на фоне развития эстонского национализма, который трансформировался за последние 25 лет в заболевание и походу, неизлечимое. ..надеюсь, моя мысль прозрачна как никогда ранее
А родители дома ребёнку не рассказывают о культуре русской, эстонской и др.народов. А также про культуру поведения и почему не готовят его к жизни в обществе. Про классиков, понимания музыки, а захочет учиться на русском яз., то можно заочно (по интернету) поступить в российский ВУЗ. Короче, безвыходных положений не бывает, если хорошие родители и ребёнок здоровый (на голову). Сами знаете, что "под лежачий камень, вода не течёт!" -народн.поговорка. Успехов всем!
Судя по комментариям, некоторые и раньше не напрягались учиться. Да и теперь ищут предлог, чтобы только не учиться, всё им не так и не эток.
А может мы покажем всем, что и русские не дураки и выучим не только эст.яз., но и английский!
Ты не знаешь английского что ль?!
Кому это мы должны что-то показать? С чего это ты решила, что русские - дураки? Нахрена мне тратить время на изучение эстонского и английского, если не с кем разговаривать? Школьной программы вполне достаточно, и гугл-перевод (или любой электронный переводчик) не подведёт.
Так то логично, если не нужно, то и напрягаться реально незачем.
У нас в магазинах работают девушки, так они знают русский, эстонский и английский. Они не причины искали, чтобы не учиться, а учились и ходили на курсы. Знаю родителей у которых ребёнок (аутист), но он знает русский, татарский и учит эст.яз. и что интересное не ноют что кругом все виноваты. А ведь они простые работяги, а не депутаты.
все работающие в сфере обслуживания знают языки.
АнонимКа- что тут в комментариях срач разводите... Не все работающие в обслуживании знают ЯЗЫКИ.... ! Думай прежде чем написать. Мозг то для чего тебе. Знают так на 3- оценку. ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ,ДА ЗАБЫЛИ ПРО ОВРАГИ... И учителся оказываются то,эстонский НОРМАЛЬНО и не знают. Так что помолчи тут,сидит ЭКСПЕРТ..
Все. Большинство и разговор прекрасно поддерживает.
А оценки у тебя в школе.
dimas, так как некоторые директора не напрягались с учёбой (высш. обр.), так и учителей в школы брали с проблемным эстонским. Раньше, когда всё было тихо, то учителей с хорошим знанием эстонского можно было найти-30лет для этого достаточно. Спрашивается, и кто виноват? dimas, а у самого как с гос.яз.?
хамло
dimas, ну твой русский мы уже оценили!
У продавцов есть какой-никакой практический опыт владения языком, у учителей и его нет. Да и у многих. Выучат на категорию и через год забывают.
Они образование педагогическое на эстонском языке получают.
получить образование на эстонском, совсем не значит знать перфектно язык. Про образование на платном отделении вообще нет смысла говорить.
Что за бред?
Как ты себе представляешь нахождение на лекции без знания языка? А писать ты как будешь, задания выполнять, сдавать зачеты и так далее?
Прекрасно представляю. Дурочку-то не включай и ты прекрасно знаешь, что множество наших выпускниц колледжа "получивших образование на эстонском" потом ходят на курсы, ездят на погружения и не могут сдать на с1.
Поскольку не имею прямого отношения ни к сфере образования, никогда не работала и школу закончила очень давно, поэтому не в курсе чем занимаются ваши сегодняшние выпускники.
И прекратите сами включать дуру уже.
И в колледже тоже не училась.
*АнонимКа*, а им видно вполне достаточно, и гугл-перевод (или любой электронный переводчик), видно надеются, что не подведёт.
Совершенно верно. Мне абсолютно его достаточно. Потому что в отличии от тебя я могу проверить ошибки гугл-переводчика и исправить их. Поняла, бабусь?
Дедусь, как мы все рады за тебя, что ты знаешь русский, эстонский и почему-то уверена, что и английский- я права?
Если конкретному человеку достаточно электронного переводчика, то значит ему достаточно.
"проверить перевод, найти ошибки и исправить их" -вот теперь правильно
Молодые учителя, возможно, и знают эстонской язык, понимают его в каких-то рамках, но это не то, чтобы свободно говорить на нем и учить детей. Но все же им легче, чем учителям старшего поколения, еще советской школы. Им уже и до пенсии не далеко, и язык в необходимой степени не выучить. Вот где проблема! Ведь таких учителей еще довольно много в системе образования. Им что делать, куда деваться?
Да сидеть и не дёргаться. Ничего инспекция сделать не сможет. Хватит паниковать. Выпишут предписание: сдать чрез год, назначат копеечный штраф и всего делов. У инспекции есть право потребовать у работодателя уволить сотрудника, но на это они никогда не пойдут.
На каком основании инспекция будет требовать(!) увольнения?!
Они готовы взять уволенного на полное содержание, оплачивать его счета и возможные кредиты?
Отправить комментарий