Ответить на комментарий

В связи с малочисленностью эстонской еврейской общины гитлеровцы решили не создавать для нее гетто, а сразу же перейти к «окончательному решению еврейского вопроса» на территории страны, то есть полному уничтожению. Отряды «Омакайтсе» официально ввели в состав немецкой полиции безопасности и задействовали в этом процессе. В рамках выстроенной немцами системы эстонские формирования возглавил генерал Йоханнес Соодла.
Аресты и облавы начались сразу же. В городе Пярну все мужчины евреи были убиты в первые же дни оккупации, причем по инициативе местных сил самообороны. Позже расстреляли и женщин. В конце августа 1941 года начались аресты еврейского населения Таллина. В Тарту арестованных сначала разместили в бывших казармах, а потом расстреляли на краю противотанкового рва. К 20 сентября были составлены списки остававшихся в стране евреев. Заодно народные «полицаи» искали всех противников нацистского оккупационного режима — коммунистов, советских разведчиков, бывших функционеров Эстонской ССР, отставших в ходе спешного отступления Красной армии.

Арестованных свозили в таллинскую Батарейную тюрьму. По мере заполнения камер мужчин расстреливали, а женщин вывозили в «лагерь смерти» в волости Харку. Глава немецкой полиции безопасности в Эстонии Мартин Зандбергер в своем отчете отмечал такую особенность: антисемитские настроения среди местного населения не развиты, никаких погромов организовать не удалось, эстонцы часто ходатайствуют за освобождение арестованных еврейских знакомых, однако местная полиция, состоящая из тех же самых эстонцев, к декабрю 1941 года самостоятельно арестовала и казнила всех оставшихся в стране евреев, проявив немалое рвение.
Таким образом, Эстония стала первой в составе рейха территорией, которую нацистские идеологи смогли объявить «юденфрай», то есть свободной от евреев. 31 января 1942 года Зандбергер рапортовал в Берлин, что оставшиеся в тюрьмах Эстонии евреи были казнены. Однако на этом холокост в республике не закончился.
Фабрика смерти
С осени 1942 года нацисты занялись организацией в Эстонии «воспитательно-трудовых» лагерей. Туда планировали привозить евреев из Литвы, Латвии, Чехословакии, Германии, Польши, Венгрии, Румынии и Франции. Задачи по охране территории и конвоированию заключенных возложили на «Омакайтсе». Большую часть этих лагерей сосредоточили в местности Ида-Вирумаа на северо-востоке страны близ нынешней границы с Россией. Там немцы планировали возродить сланцевую промышленность. Сколько всего евреев отправили в эстонские лагеря смерти — неизвестно до сих пор, специалисты полагают, что счет может идти на десятки тысяч.
Один из самых крупных в Эстонии концлагерей — Клоога — открылся в 1943 году. Его охраняла сформированная из эстонцев полицейская рота. Бывшие узники вспоминали о жестоких наказаниях за малейшие провинности: людей оставляли без пищи на двое суток, привязывали к столбу зимой на несколько часов или били специальной плеткой со стальным стержнем.
По свидетельствам уцелевших заключенных и местных жителей известно, что в Клооге за один только день 19 сентября 1944 года, когда немцы отступали под натиском Красной армии, было уничтожено около трех тысяч человек — военнопленных, уклонившихся от армии, евреев. Утром того дня в Клоогу прибыли бойцы зондеркоманды СС и сообщили заключенным, что лагерь будут эвакуировать. Их разбили на группы. Первую отвели в лес и расстреляли. Оставшиеся поняли, что их ждет, и попытались бежать, но были убиты на месте. Погибли около двух тысяч человек, спаслись только 84 узника.

Ответить

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.