Усатая угроза: 9 неочевидных причин сбрить усы
В течение столетий на лице человеческой цивилизации растут усы. Изучив самые разнообразные источники, от газет начала XX века до забытых телешоу 1990-х, спешим вас предупредить: бойтесь усов и по возможности избавляйтесь от них как можно скорее. В противном случае последствия могут быть непредсказуемыми. Ведь на самом деле с виду безобидная растительность под носом у человечества таит в себе большую опасность. Рассказываем о страшных инфекциях, финансовых убытках, массовой истерии и других угрозах, которые несут усы в каждый дом.
Усы провоцируют вырожденческие привычки
Достаточно немного полистать подшивки старой периодики, чтобы убедиться: наши предки, в отличие от нас, чувствовали исходящую от усов угрозу. Журналисты прошлого изо всех сил старались повлиять на усатую часть населения, иногда откровенно запугивая несчастных усачей.
Откроем газету «Наше время», № 18 за 1903 год. Статья «Дурная привычка или мания» предлагает топ-6 вопиющих привычек современного человека, которые, по мнению автора, «мы чаще всего встречаем среди вырождающихся поколений». Золото и серебро рейтинга получили навязчивые действия, связанные с волосами на лице:
«На первом месте среди всех дурных привычек должна быть поставлена мистакострепсомания (№ 1). Неправда ли, какое варварское название? Кто поверит, что этим громким термином наука именует самую невинную привычку — вечно крутить усы. Мания эта развивается у человека в тот период, когда на его верхней губе едва-едва пробивается легкий пушок, и из шалости скоро превращается в привычку, от которой потом очень трудно отделаться. Гораздо хуже мадомания (№ 2) или привычка вырывать у себя на лице волосы; субъект, подверженный этой мании, не знает удержу и каким бы делом он ни был занят, его рука вечно ищет <…> лишние волоски».
Достоверность статьи, как и то, что ковыряние в усах — главный признак деградации, вызывают сомнения. Тем не менее, если во время уборки на столе вы обнаружили слишком много волосков, которые сами же и надергали, возможно, вашим нервам нужна помощь специалиста. Ну, или, как вариант, сбрейте усы. Нет усов — нет симптома.
Усы — источник заразы
А вот другое любопытное исследование — из петербургского «Нового времени» от 12 января 1908 года. Название говорит само за себя: «Безопасно ли целовать людей с усами?» Завязка интригует, напоминая остросюжетную повесть:
«Французский профессор, заслуживший некоторую известность своими научными трудами, произвел следующий опыт. Он нанял двух людей: одного чисто выбритого, а другого бородатого, и прогулялся с ними по нескольким улицам Парижа, через весь Лувр, несколько больших магазинов и наконец привез их в переполненном трамвае к себе в лабораторию. Тут их ожидала девица, нанятая для того, чтобы ее поцеловали».
Убедившись, что на губах девушки нет ни одного вредного микроба, ученый предложил своим товарищам по прогулке по очереди поцеловать даму. После каждого поцелуя специальной щеткой профессор «подметал» женские губы, а затем опускал щетку в заранее подготовленную пробирку с раствором, способствующим размножению микроорганизмов.
Через несколько дней содержимое пробирок сравнили. В той, которая хранила след от поцелуя чисто выбритого мсье, обнаружились «колонии зародышей грибков, производящих плесень, в сущности безвредных». Зато вторая пробирка, полученная после контакта с усачом, «буквально кишела зловредными микробами».
Разнообразие их было так велико, что профессор не решился раскрыть девушке результаты эксперимента. Так и ходила она потом по Парижу, вся в грибках и бактериях. И, конечно, не она одна.
Микробы и усачи в дореволюционной прессе. Журнал «Будильник» (№ 34, 1900)
Статьи из серии «что будет, если целовать усача» медиками и просто неравнодушными пишутся и сегодня. Вывод прежний: мойте все ваши волосы с мылом! Иначе каждый поцелуй будет проходить в широкой компании обитающих в волосяном лесу микроскопических существ.
Усы вызывают зависимость
В годы перестройки Григорий Остер, известный автор юмористической прозы и сочинений для детей, написал исторический рассказ под названием «Усы». В этом тексте впервые была затронута тема зависимости руководителей высшего порядка от усов.
Время и место действия — СССР времен Большого террора. По сюжету у маленького Вовчи чекисты без каких-либо причин арестовали родителей. Вовча идет жаловаться Сталину, но вождь советует мальчику забыть маму и папу навсегда, потому что они «шпионы и враги народа». Вовча не верит и говорит, что если его родителей не отпустят, он в отместку будет стирать усы со сталинских портретов, которых по всей стране в те годы висело великое множество.
«В тот же вечер усатому вождю доложили, что на некоторых его портретах пропали усы.
— Но вы не огорчайтесь,— сказали вождю,— еще много осталось с усами. Подавляющее большинство. А без усов только четыре штуки.
— Что? — возмутился вождь.— Целых четыре портрета без усов?! Немедленно подрисовать. И поставить по часовому к каждому портрету. Пусть охраняют усы с оружием в руках».
Однако принятые меры не помогли — усы с портретов продолжили исчезать. Когда Сталин потребовал объяснений, выяснилось, что его портретов в стране в пять раз больше, чем солдат в армии.
Была проведена мобилизация, но людей всё равно не хватает. Пришлось даже подключить к делу пограничников.
— Пограничников? — растерялся вождь.— Кто же границы бережет?
— Никто.
— А если враг нападет?! Немедленно верните пограничников на место. И армию тоже. И выпустите из тюрьмы маму и папу этого бессовестного мальчишки… — Вождь помолчал и добавил: — Я так приказываю, потому что мне — великому Сталину — безопасность наших границ дороже всего остального.
Но на самом деле, считает Остер, Сталин говорил неправду: дороже всего ему были не границы, а собственные усы. И хотя историческими документами такая зависимость вождя не подтверждена, сама возможность подобной мании заставляет лишний раз, разглядывая себя в зеркале, с подозрением присмотреться к тому, что колышется под ноздрями.
Усы можно украсть
Одна из самых известных историй, связанных с похищением усов, произошла с Чарли Чаплиным. Как-то раз, открыв утреннюю газету, великий комик обнаружил, что новый немецкий правитель по имени Адольф Гитлер позаимствовал у его персонажа-Бродяги знаменитые усики-щеточку и теперь строит с их помощью политическую карьеру. По слухам, Чаплин сказал на это что-то вроде:
«Гитлер собирается покорить мир — это абсурд. Но то, что он украл мои усы, этого я ему не прощу».
И не простил — даже снял о Гитлере пародийный фильм «Великий диктатор», вот как обиделся. Но прошло несколько лет, и усы украли уже у самого фюрера, вернув их обратно в США.
Знакомьтесь: Дэн Гаррет, он же Синий Жук. В 1939 году, когда Дэн только появился в американских комиксах, он трудился обычным полицейским, не демонстрируя никаких сверхъестественных способностей. Но начавшаяся в Европе война вынудила Гаррета стать парнем покруче. Подсев на «Витамин 2x», он прокачал силу и выносливость до читерского уровня, а еще нарядился в пуленепробиваемый костюм небесного цвета.
Дэн уволился из полиции и стал сотрудничать со спецслужбами. В 1943 году Синий Жук проник в резиденцию Гитлера, где увидел, как тот превращается в Дьявола и обратно. А затем, устроив небольшую потасовку, вырвал у Гитлера усы с корнем из-под самого носа. Через некоторое время приятель Гаррета получил по почте коробочку с волосатым квадратиком в качестве дружеского сувенира.
Судя по всему, в усах Гитлера была заключена какая-то особая сила. Конечно, вскоре у него выросли новые, но возникшая «безусая» пауза, похоже, помогла антигитлеровской коалиции переломить ход войны.
Что до Чарли Чаплина, то после «Великого диктатора» он перестал появляться в кино с квадратными усами. Видимо, брезговал носить их после фюрера — что ж, его можно понять.
Усы приводят к убыткам
В 1950 году американский актер Грегори Пек получил главную роль в вестерне «Стрелок». Как раз к тому времени Пек отрастил большие-пребольшие усы и, отправившись на съемки, решил не оставлять их дома, а прихватить с собой в кадр.
Надо сказать, что в студии «Двадцатый век фокс», работавшей над «Стрелком», очень не любили усы Пека. Тамошние начальники понимали, что чисто выбритый Пек — кинозвезда и кумир молодежи, а небритый Пек — никому не известный усатый дядька. Но сказать об этом артисту в лицо мог только самый главный продюсер, а он на начало съемок, как назло, был в отъезде.
«Мотор!» — скомандовал Пек, грозно пошевелив усами, и ему никто не посмел возразить. Когда продюсер вернулся на площадку, фильм был отснят более чем наполовину, и просить упрямого «Володьку» сбрить усы не имело никакого смысла. Досняли, как есть.
Грегори Пек в фильме «Стрелок»
«Стрелок» вышел в прокат и провалился — не удалось отбить даже затраты на производство. Узнав об этом, продюсер пришел к Пеку, ткнул его носом в невеселые цифры и объявил, что усы стоили студии нескольких миллионов долларов.
Два раза повторять не понадобилось. С тех пор Грегори снова полюбил бритву и уже в следующем фильме на радость зрителям появился гладко выбритым.
Усы — повод для эксплуатации
В сатирической сказке «Приключения Чиполлино», написанной итальянцем Джанни Родари, детям на пальцах — а точнее, на овощах и фруктах — объясняют, чем плох капиталистический мир, с какими трудностями сталкиваются его обитатели. Одна из этих трудностей, конечно, связана с усами.
Когда маленький мальчик-луковка Чиполлино встречается со взрослым Луком Пореем, тот жалуется ему на свои длинные усы, из-за которых у него полно неприятностей:
«Когда моя жена собирается сушить белье, она сажает меня на балкон, привязывает мои усы за кончики к двум гвоздям и вешает на них свои простыни, рубашки и чулки. А я должен сидеть на солнце до тех пор, пока белье не высохнет. Вот видишь, какие у меня следы на усах!
Действительно, на усах Лука Порея виднелись следы от деревянных защипок».
И самое печальное, что это, видимо, навсегда. Ведь проблемы Лука вызваны не общественным строем, а его собственной физиологией. Да, можно устроить революцию, свергнуть Помидора, Лимона и других злодеев и вернуться домой с победой.
Но дома жена опять усадит тебя на балкон, привяжет усы к гвоздям и прицепит к ним деревянные защипки.
Сочувствие к бедолаге Луку Порею проявляют не только читатели, но и некоторые иллюстраторы книги о Чиполлино, изображая его, вопреки тексту, не несчастным, а совсем наоборот. Так, Михаил Майофис подарил этому персонажу внешность крепкого мужчины, который с ухмылкой циркового силача удерживает на своих усах несметное количество штанов и других деталей гардероба.
Лук Порей. Рисунок Михаила Майофиса
Усы — источник шейминга
Как известно, у одних людей растут усы, а у других нет. И это может стать поводом для унижений, причем как по «безусому» признаку, так и наоборот.
В советское время артист Лев Барашков исполнял веселую песенку под названием «Усы». Были в ней, например, такие строчки:
Как кассир без кассы,
Как монах без рясы,
Как пиратский бриг без парусов,
В наши дни ужасно,
В наши дни ужасно
Выглядит мужчина без усов.
На безусых дядей
С сожаленьем глядя,
Шевелят усами усачи.
Светлыми, как пряжа,
Черными, как сажа,
Рыжими, как угли из печи.
Правда, дальше в тексте возникает намек на то, что усы — это веяние моды, и через полгода все, кто сейчас их носит, дружно побреются. Но от этого судьба безусых не становится веселей, ведь их ждет крах в личной жизни: подари партнеру хоть полмира, хоть целый мир, тебя всё равно променяют на обладателя усов.
А вот это по современным меркам совсем ни в какие ворота:
Как актер без грима,
Как костер без дыма
И как шар земной без полюсов.
Что ты за мужчина,
Ну что ты за мужчина,
Если не завел себе усов.
Но бывало и наоборот. Над молодым усатым азербайджанцем Юлием Гусманом, игравшим в 60-х в КВН, соперники обидно подшучивали, намекая, что без усов он ничего не стоит как комик и капитан своей команды. Тогда на одной из игр Гусман буквально сорвался: со словами «вот вам, товарищи, мои усы и пробуйте шутить сами» сорвал с лица усы и вручил их своим оппонентам.
В 1995 году Гусман, будучи депутатом Государственной думы, не постеснялся повторить на сцене КВН этот трюк. И даже удвоил его, сняв с себя заодно и бороду.
Усы — залог массовой истерии
Один из самых влиятельных усачей на постсоветском пространстве — ведущий капитал-шоу «Поле чудес» Леонид Якубович. Сегодня мало кто помнит, но в 90-х Леонид Аркадьевич периодически порывался сбрить свои знаменитые усы, что приводило к народным волнениям.
В одном из выпусков телевизионного журнала «Нос» за 1995 год описывается как раз такой случай. Леонид Аркадьевич заперся дома с бритвой и пенкой для бритья. Двери его квартиры осаждают журналисты и просто неравнодушные граждане.
Ведущему «Носа» Анатолию Лысенкову удается прорваться через кордоны, чтобы попробовать убедить шоумена оставить на своем лице такую важную для России скрепу.
После долгих уговоров Якубович соглашается и отдает пулемет, которым, видимо, собирался отстаивать свое право на бритье, случайно заглянувшему на огонек японцу. Японец с пулеметом идет по Москве — возможно, картинка для некоторых страшноватая. Но, видимо, не до такой степени, как безусое лицо Якубовича, которое страна видеть не хотела и благодаря своевременно поднятому бунту так и не увидела.
Усы могут жить своей жизнью
В серии книг Дмитрия Емца о юной колдунье Тане Гроттер фигурирует академик Сарданапал Черноморов — великий волшебник, не способный, однако, совладать со своими усами, которые зачастую ведут себя просто безобразно. А вот борода академика послушна и верна хозяину. Но усы постоянно выводят ее из себя, из-за чего на лице у Сарданапала творится волосяной хаос:
«…Академик захрипел. Его борода, окончательно выведенная из себя проделками усов, погналась за одним из них и многократно обмоталась Сарданапалу вокруг шеи. Убедившись, что борода сгоряча обмоталась во всю длину, усы разом набросились на ее край и дважды продели его под основанием, завязав таким образом бороду узлом и обездвижив ее. Убедившись, что их противник одурачен, усы, довольные тем, что их проделка удалась, вытянулись в два восклицательных знака».
Академик постоянно угрожает усам, что отрежет их, но каждый раз прощает. После этого усы некоторое время не безобразничают и даже помогают Черноморову, например, дирижировать оркестром. Но затем всё начинается сначала.
А без усов еще хуже
Главный герой фильма Эмманюэля Каррера «Усы» по имени Марк жил себе не тужил своей уютной буржуазной жизнью. Но вот однажды сидит он в ванной и спрашивает у жены: «А что, если я усы сбрею?» Жена говорит, что не знает, поскольку без усов его ни разу не видела. Ну, Марк взял да и сбрил.
Идет к жене — а жена ничего не замечает. И через час не замечает. И через два. Тут наш герой не вытерпел и говорит: «Ну сколько можно ничего не замечать! Ты что, не видишь, что у меня усов нет?» А жена: «Да у тебя их никогда и не было».
Вот так вот живешь себе и не знаешь, что усы — это не просто усы, а гвоздь, на котором держится всё твое благополучие. А если с ними что случится, то пиши пропало: то ли жена с ума сошла, то ли ты сам — в общем, не жизнь, а мученье. И самой большой мечтой вдруг оказывается не отпуск или новый пиджак от кутюр, а чтобы супруга посмотрела на тебя и произнесла: «А знаешь, без усов тебе гораздо лучше».
Кадр из фильма «Усы»
Так что имейте в виду: дружить с усами, конечно, опасно, но и расставаться с ними нужно с особой осторожностью. Быть может, лучше в таком случае их даже не сбривать — раз уж отрастили, то и живите теперь со своими усами. А то как бы пространственно-временной континуум не навернулся.
Комментарии
а про бороду вы случайно умалчиваете?
Отправить комментарий