Когда к детям относились менее трепетно
В 1911 году двум братьям-путешественникам Луи и Темплу Абернати предложили $10 000, если они доберутся верхом от Нью-Йорка до Сан-Франциско (4500 км) за 60 дней. По условиям договора Луи и Тэмпл обязаны были ночевать и принимать пищу исключительно под открытым небом. К сожалению, награду братья не получили — добрались за 62 дня.

Но всё же, им стоит отдать должное: на тот момент старшему было 11 лет, младшему — 7.

Дальше еще некоторые красноречивые факты из раннего детства в средневековье
Как трудно было ребенку выжить в средневековье
Хотя христианская церковь считала монашество идеальным состоянием человека, но все же снисходила к человеческой слабости и необходимости продолжать род.
Результатом такого снисхождения и стал церковный брак.
Главной целью брака признавалось рождение наследников. Поэтому бесплодие было страшным несчастьем. Некому наследовать имущество, некому заботиться о родителях.
Вопроса о том, кто виноват в бездетности пары, даже не возникал. Разумеется, только женщина, ведь ее обязанность и предназначение – рождение детей. Нет детей – она бесплодна, это или божья кара за грехи или порча.
Но наступление беременности еще ничего не гарантировала, выкидыши были частым явлением. Крестьянки и горожанки тяжело трудились, знатные дамы подвергались опасности падения или с лошади, ездили-то в неустойчивом женском седле, или еще какой случайности. Так, Анна Австрийская потеряла ребенка, когда решила пробежаться в темноте через тронный зал, запнулась и упала.
Но самым опасным в беременности были роды. Роды проходили дома, в окружении родственниц и повитухи. Женщина рожала в повседневной одежде, часто единственной, и потому носимой много дней. О том, чтобы помыться роженице или помыть руки повитухе речи и быть не могло. Не удивительно, что уровень смертности молодых женщин был чрезвычайно высок. Любые осложнения в родах приводили к смерти матери и ребенка. Крайне редко успешно заканчивались роды близнецами.
Церковь запрещала любое вмешательство в промысел божий, поэтому кесарево сечение было вне закона. Если вставал выбор, спасать мать или младенца, церковь была категоричной – спасать ребенка. Логика проста – душа важнее тела. Надо спасти ребенка, чтобы успеть его окрестить, тогда, даже если он умрет, душа младенца попадет в рай. А душа матери и так будет спасена, потому что бытовала уверенность, что души женщин, умерших в родах, обязательно попадут в рай.
Многие дети рождались мертвыми, четверть умирала в первую неделю жизни, до года доживало не больше трети оставшихся.
Как странно, несмотря на горячее ожидание наследника, к смерти младенца относились спокойно «Бог дал, бог взял» или, как говорили во Франции, «Малые дети – малое горе».
Итак, ребенку трудно было просто пережить роды. Но на этом проблемы только начинались.
Перерезали пуповину и прикладывали ее к головке младенца, чтобы у него была долгая жизнь, потом заворачивали его в пеленки, куда были накиданы лечебные травы, сушеные насекомые и даже паутина, тоже из заботы о здоровье.
Если ребенок в первые минуты не подавал признаков жизни, ему в рот впрыскивали вино. Так реанимировали и сына Генриха IV будущего короля Людовика XIII. А вот мыть ребенка уже никому в голову не приходило.
Сохранился дневник наблюдений личного врача Людовика XIII, приставленного к наследнику с момента рождения. Дофин родился 27 сентября 1601 года.
Врач писал, что одиннадцатого ноября Людовику впервые протерли голову, через неделю натерли лоб и лицо свежим сливочным маслом и миндальным молочком, чтобы очистить от въевшихся загрязнений. В начале июля следующего года у ребенка зачесалась голова и его впервые причесали. В четыре года принцу помыли ноги, а в семь лет впервые полностью искупали.
До полутора лет ребенка очень туго пеленали, чтобы придать ему «человеческий вид». Людей тогда очень беспокоило «животное» поведение малышей. Ведь человек сотворен по образу и подобию божию, и подобное поведение позорит идею господа.
Вместо пеленок использовали ленты-свивальники, завернутые в которые, дети походили на мумий. Врачи это обосновывали и медицинской пользой, ребенок слаб и несовершенен, если его не свивать, у него перепутаются внутренние органы, а руки и ноги искривятся. Уши тоже нужно прижимать к черепу. Три раза в день ребенка нужно было разворачивать и очищать попу вином.
Не сохранилось ни одного совета по приучению детей к горшку. Вероятно, потому до семи лет и мальчики и девочки ходили платьях, и по необходимости их просто подтирали или просто ставили клизмы.
Английская леди с сыновьями и дочерью
Знатное нидерландское семейство. В центре на первом плане сын, о чем явно нам говорит шпага на поясе платья.
Комментарии
Отправить комментарий